Инструкция: как оформить инвалидность
4 минуты
Люди с инвалидностью должны получать поддержку от государства. Льготный проезд, услуги соцработников, специальные парковочные места, жилищные льготы, техника для реабилитации и бесплатные лекарства — список достаточно внушительный. Однако процесс оформления инвалидности, к сожалению, остаётся непростым. Для помощи в этой ситуации мы разработали подробную инструкцию.
Шаг 1. Получить направление на медико-социальную экспертизу (МСЭ)
Первичную инвалидность устанавливают на медико-социальной экспертизе (МСЭ). Поэтому прежде всего нужно получить направление на экспертизу — справку № 088/у — у лечащего или главного врача по месту наблюдения. Стоит обращаться напрямую к заместителю главврача по клинико-экспертной работе.
Такую справку ещё выдают в Пенсионном фонде (ПФР) или в органе соцзащиты по месту жительства, однако перед этим всё же придётся обращаться к своему лечащему врачу, чтобы он выписал подтверждающие документы (амбулаторную карту, заключения врачей, результаты обследований).
Для проведения экспертизы нужно подтвердить своё согласие. Его можно подписать у лечащего врача или на портале Госуслуг, если вы подаёте документы онлайн. Поликлиника, ПФР или орган соцзащиты, которые выдают направление на МСЭ, самостоятельно отправят ваше согласие в бюро МСЭ в течение 3 рабочих дней. Когда направление будет выписано, вам пришлют СМС или сообщение в личном кабинете на Госуслугах.
Если вам отказали в МСЭ
В этом случае вам дадут справку об отказе в направлении на МСЭ. С ней вы сможете через портал Госуслуг подать новое заявление на проведение экспертизы. Вам потребуются:
  • отсканированный паспорт
  • отсканированная часть справки, где указаны название отказавшей организации и дата выдачи справки
  • фото или скан всей справки об отказе в направлении на МСЭ
Шаг 2. Собрать документы для экспертизы
Вам потребуются:
  • паспорт
  • СНИЛС
  • направление на МСЭ
  • согласие на проведение МСЭ (если будете проходить экспертизу очно)
  • медицинские документы (амбулаторная карта, заключения врачей, результаты обследований)
Медицинские документы могут устареть, поэтому их надо делать быстро. Если для похода к врачам вам нужна помощь, то вашим сопровождающим стоит подготовиться к большому количеству посещений больницы или поликлиники в короткое время.
Затем документы нужно загрузить на портал Госуслуг. Это также может сделать врач. После загрузки документов с вами свяжутся специалисты из бюро МСЭ для выбора даты и адреса для экспертизы. Она может проходить очно или заочно.
Шаг 3. Пройти экспертизу
Очная экспертиза состоит из личного опроса, осмотра и обследования.
Заочная (дистанционная) экспертиза — это проверка специальной комиссией всех загруженных вами документов. Этот вариант выглядит проще: эксперты сами проверят документы и вынесут решение. Однако такой способ подходит не всем.
Очная экспертиза будет проходить, если:
  • заключения врачей, которые направили вас на МСЭ, отличаются от данных ваших медицинских исследований
  • вам необходимо обследование на особом диагностическом оборудовании
  • вам нужно изменить индивидуальную программу реабилитации и абилитации (ИПРА)
  • вы живёте в интернате
Где проходит очная экспертиза:
  • в бюро МСЭ. Здесь вам потребуются все те документы, которые вы собирали заранее — копии медицинских документов, копия справки по форме 088/у-06
  • в больнице. Самый доступный способ — не придётся искать отдельных врачей и записываться к ним
  • дома. Это более редкий случай — врачебная комиссия должна подтвердить, что состояние здоровья не позволяет вам пойти на МСЭ лично.
Когда придёт решение
В бюро МСЭ и в больнице справку и индивидуальную программу реабилитации (ИПРА) выдают уже в день прохождения экспертизы. Заочная экспертиза занимает до 30 дней.
Результаты придут онлайн в личный кабинет ПФР и Госуслуг. Оригиналы документов отправляют по почте в течение 3 дней. Бумажная справка об инвалидности потребуется для покупки льготных проездных, билетов, лекарств и прочего.
Если вам отказали в установлении инвалидности, решение комиссии можно обжаловать. Заявление на повторное прохождение МСЭ подают онлайн на портале Госуслуг.
Шаг 4. Выбрать способ получения пенсии по инвалидности
Пенсия по инвалидности оформляется за пять рабочих дней после внесения ваших данных в Федеральный реестр инвалидов (ФРИ), однако назначается она с момента установления инвалидности.
Пенсию выдают как наличными, так и на карту Мир. Выбрать способ можно через личный кабинет на сайте ПФР по логину и паролю от Госуслуг.
1. Найдите на портале раздел «Пенсии» → «О доставке пенсии» и заполните форму.
2. В разделе «Сведения о доставке пенсии и иных социальных выплат» укажите способ: «Организация почтовой связи» (для получения наличными) или «Кредитная организация» (для перечисления на карту).
Заявление можно подать и через личный кабинет на Госуслугах, а также прийти лично в ПФР или МФЦ.
Если на Госуслугах или в личном кабинете ПФР вы уже указывали реквизиты карты, то пенсия придёт на неё автоматически. Чтобы сменить карту, нужно направить заявление в ПФР по почте или лично. Бланк для заявления есть на сайте ПФР.
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300