8 тем, которые нельзя поднимать на собеседовании
5 минут
07 октября 2022
Собеседование — ритуал, у которого есть определенные правила. Вы с работодателем только присматриваетесь друг к другу, поэтому важно произвести хорошее впечатление. Иногда достаточно пары неловких слов, чтобы отношение к вам изменилось. Поэтому некоторые темы в разговоре лучше не поднимать. Журнал «Активный возраст» и эксперты «Работа.ру» разобрались в этом вопросе.
1. Отношение к компании, в которой вы проходите собеседование
Часто на собеседовании представитель компании напрямую или опосредованно спрашивает об отношении к организации. И чего определённо не стоит делать — так это рассказывать, как вам всё в ней не нравится. 
Возможно, в прошлом вы взаимодействовали с фирмой как клиент и получили негативный опыт. Или же у вас есть другие причины для ненависти. Например, в глубине души вы считаете, что это бездушная корпорация, которая уничтожает мелкий бизнес, или слышали о руководителе что-то плохое. Всё это может являться уважительной причиной для того, чтобы отказаться от собеседования. Но если вы пришли, негатив стоит оставить в прошлом. 
Может показаться, что перечисление недостатков — хорошая стратегия. «Я их назову, а потом поделюсь идеями, как всё улучшить». Но сами подумайте: если кто-то придет к вам домой и сразу раскритикует ремонт, как вы будете относиться к этому человеку? Возможно, он прав. Возможно, в будущем вы всё переделаете. Но уже вряд ли именно его позовете помочь в этом. 
2. Преимущества конкурентов
Если у компании есть мощный конкурент, сотрудники точно в курсе этого. Они хорошо знают преимущества оппонента, потому что специально их изучают и думают, как можно его превзойти. Поэтому говорить что-то из серии «А в организации Х ДМС со стоматологией, у вас такое есть?» и «X сотрудничает с Apple, а вы?» - не стоит. Это будет только раздражать. Тем более что нужную информацию можно узнать и без упоминания конкурента.
3. Ненависть к прошлому месту работы и руководителю
Будем честны: коллективы бывают разными. И иногда увольнение больше похоже на экстренную эвакуацию из зоны стихийных бедствий. Но не стоит в красках рассказывать об этом на собеседовании. 
Во-первых, если нет никаких убедительных доказательств несправедливости на прошлом месте - это просто слова, которым новый работодатель не обязательно поверит. Он может заподозрить, что именно вы — источник проблем. Что, если вы скандалили, прогуливали и вас уволили, а теперь вы пытаетесь оправдать себя, ругая прошлую фирму? Во-вторых, вдруг вам и в этой компании что-то не понравится. Есть риск, что на следующих собеседованиях вы будете говорить неприятные вещи и о ней. Проще вовсе не иметь с вами дела. 
Так что негатив о прошлом работодателе стоит рассказывать, только если этого совсем не избежать. Например, вам надо поведать о причине увольнения. Да и то — лучше говорить аккуратно и с фактами, без лишних эмоций.
4. Нарушение трудового распорядка и закона
Причем это касается и событий в прошлом, и планов на будущее. Например, точно не стоит спрашивать, позволяют ли в новой компании на обеде отмечать праздники алкоголем. Появляться на работе в состоянии опьянения — серьезное нарушение, за которое могут уволить
Не нужно также рассказывать, как вы выносили скрепки и ручки, обманывали клиентов и т. д. Даже если подобное практикуется в фирме и не противоречит вашим моральным принципам — это не то, что стоит обсуждать на первой встрече.
5. Вещи, противоречащие культуре компании
У фирм обычно есть некоторые представления о том, как должны вести себя сотрудники, даже если это никак не задекларировано. Например, руководитель компании выступает за здоровый образ жизни и расположен к тем, кто бегает по утрам, но вот курящих недолюбливает. Тогда упоминание кальяна в списке хобби может стать препятствием для трудоустройства. 
К этому пункту стоит отнестись еще внимательнее, если компания официально декларирует какие-то ценности. Прийти в шубе из натурального меха на собеседование в фонд, занимающийся спасением животных, — плохая идея. Рассказывать о своей любви к охоте — тем более.
6. Ваше отчаяние при поиске работы
Иногда соискатели пытаются уговорить взять их на работу, перечисляя жизненные неурядицы. Ипотека, болеющие родственники, дом после пожара — всё это непростые жизненные обстоятельства. Но они не должны становиться головной болью работодателя. 
Фраза «ничего личного, только бизнес» — не пустые слова. Позднее, когда человек становится своим, ему уже могут помочь, войти в положение. Но на стадии собеседования он чужой. И работодателя больше волнует, какую пользу он может принести компании.
7. Места, куда вас не взяли работать
Негативный опыт — тоже опыт, но распространяться о нем не нужно. Вы не можете быть уверены, по какой причине вас не взяли. При этом рассказы о компаниях, где вы проходили собеседования, могут вызвать у потенциального работодателя интерес: а что коллегам не понравилось? Есть вероятность, что он свяжется с ними, чтобы выяснить, почему вы не подошли, и на основании беседы решит, что вы не подойдете и здесь. Так что лучше воспользоваться возможностью произвести первое впечатление самостоятельно.
8. Негативное отношение к HR-специалистам
Часто именно HR-специалистов винят во всех неудачах на собеседованиях. Кандидату всегда проще решить, что ему отказали из-за неграмотности менеджера, а не потому, что он не подходит. Но всё же рассказывать об этом на собеседовании не стоит, даже если его проводит специалист из вашей сферы. Вежливость — базовое качество, которое хотят видеть в работниках. Не прокалывайтесь на мелочах. 
Найти подходящую вакансию напрямую от работодателя можно на сайте «Работа.ру»
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300