Ежегодная проверка газового оборудования: что важно знать
8 минут
11 апреля 2022
Когда в дверь звонят специалисты газовой службы, которые пришли провести техническое обслуживание газовых приборов в квартире, многие недовольны: зачем что-то проверять, если всё исправно работает? Должны ли жильцы впускать специалистов газовой службы и оплачивать их работу, как отличить их от многочисленных мошенников — в этих и других вопросах разбиралась адвокат Ольга Алешина.
Регулярная проверка — безопасность ваша и окружающих
Газоснабжение — источник повышенной опасности. За состояние внутриквартирного газового оборудования (ВКГО) отвечает собственник жилого помещения (квартиры или частного домовладения). Порой происходят аварии, причиной которых является неправильная эксплуатация газового оборудования или его неудовлетворительное состояние, и вызывать специалистов при возникновении проблем может быть уже поздно. Поэтому, чтобы избежать возникновения чрезвычайных ситуаций, важно регулярно проводить техническое обслуживание и ремонт ВКГО. Занимаются этим специализированые газораспределительные организации (ГРО). Как правило, они носят название «Газпром межрегионгаз» или «Газпром газораспределение».
Договор на техобслуживание
Для проведения проверок газового оборудования и его техобслуживания необходимо заключить договор со специализированной газораспределительной организацией. При визите газовиков многие отказываются подписывать этот документ, мотивируя тем, что у них новая техника, которая не нуждается в обслуживании, или отсутствуют жалобы.
По закону все потребители газа в жилых домах обязаны заключить договор на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования. Обслуживанию подлежат все имеющиеся в квартире приборы — плита, варочная поверхность, духовой шкаф, колонка, котёл. Отказ от заключения договора является незаконным, и это может повлечь за собой наложение штрафа и отключение газа.
Кто должен платить?
Техническое обслуживание и ремонт газового оборудования в квартире осуществляются на платной основе, за счёт собственника жилого помещения. Многие с этим не согласны, считая, что они и так уже платят за газ, поэтому проверки должны быть бесплатными. Действительно, до начала 2010-х годов отдельно за техобслуживание платить не приходилось, поскольку оно входило в тариф по газоснабжению. Но сейчас это является самостоятельной услугой, которую должны оплачивать все, кто пользуется газом.
Тарифы за техобслуживание ВКГО не регламентируются государством и устанавливаются ГРО. Стоимость будет зависеть от количества установленного в квартире газового оборудования и его мощности, региона, а также ценовой политики обслуживающей организации. Так, обслуживание газовой плиты обойдётся в среднем в 500 рублей, при наличии газового котла или колонки стоимость составит 2000–3000 рублей.
Плата за проведённое техобслуживание может производиться единовременно или разбиваться помесячно на весь период между проверками. В некоторых домах заключены коллективные договоры на проверку ВКГО. В этом случае жильцам не нужно оплачивать эти услуги отдельно. Все расходы включены отдельной строкой в единые расчётные квитанции наряду с другими коммунальными услугами.
Оплате подлежит только плановое техобслуживание. Если газовики по какой-то причине пришли с проверкой вне утверждённого графика (например, сосед пожаловался на запах газа), она проводится бесплатно.
Какие работы должны проводиться при плановом техобслуживании
Часто бывает так: приходит мастер, с задумчивым видом посмотрит на плиту, включит и выключит её — вот и всё техобслуживание, которое необходимо оплатить. Между тем установлен обязательный минимум работ, который должен быть проведён. К ним относятся:
1. Осмотр — визуальная проверка целостности газового оборудования, герметичности всех газовых соединений и отключающих устройств, наличия свободного доступа к газовому оборудованию.
2. Проверка герметичности соединений и кранов, которая проводится двумя способами: обмыливание (покрытие соединения специальной пеной, по которой наблюдают, нет ли утечки) и с помощью приборов-анализаторов.
3. Проверка работоспособности кранов и задвижек. При необходимости проводится бесплатная разборка и смазка запирающих устройств.
4. Регулировка процесса сжигания газа во всём имеющемся в квартире газовом оборудовании (плитах, колонках, котлах и проч.). При необходимости проводится бесплатная разборка горелок, их регулировка и очистка от загрязнений.
5. Контроль автоматики безопасности — если установлены предохранители или системы контроля загазованности, практическая проверка их работоспособности.
6. Осмотр и проверка тяги в дымоходах и вентиляционных каналах.
7. Инструктаж по использованию газового оборудования.
Вы вправе требовать от посетившего вас мастера выполнения всех перечисленных работ. Если вам ответят, что, например, горелки вы должны чистить самостоятельно, можете смело заявить, что разбирать газовые приборы потребителям строго запрещено. Также вашим договором на техобслуживание могут быть предусмотрены иные виды работ.
При отказе специалиста газовой службы проводить какие-либо работы внесите свои замечания в акт сдачи-приёмки выполненных работ, который мастер предложит вам подписать по окончании своей работы. Также можно приобщить свои письменные возражения к акту, о чём в нём сделать отметку. Не советуем вам отказываться от подписания акта. В этом случае в нём будет сделана соответствующая запись, а работы будут считаться принятыми и подлежащими оплате. 
Замена газового оборудования
Приобретая современную газовую плиту, многие полагают, что в её установке нет ничего сложного: отсоединил старую и так же подключил новую. Поэтому замену решают провести собственными силами или пригласив «рукастого» соседа. Но необходимо помнить, что самостоятельная установка газовой плиты и другого ВКГО запрещена. Замена газового оборудования осуществляется только специализированной газовой организацией, и для проведения таких работ необходимо вызывать её специалистов.
Также нужно иметь в виду, что всё газовое оборудование имеет свой срок эксплуатации, который устанавливается производителем в паспорте оборудования (как правило, 10–12 лет). После истечения этого срока оно должно быть заменено на новое. При уклонении от замены на вас может быть наложен штраф, а подачу газа в квартиру приостановят.
Если вы хотите и дальше пользоваться вашей исправно работающей старой плитой, потребуется провести её техническое диагностирование. Сотрудники газовой службы проведут проверку и выдадут заключение, что дальнейшая эксплуатация прибора является безопасной. По её результатам срок использования оборудования продлевается, а замена производится после окончания продлённого срока.
Работы по замене и диагностированию газового оборудования проводятся за ваш счёт, по утверждённым газовой организацией тарифам.
Порядок проведения проверок
Техническое обслуживание и проверка газового оборудования в квартире должны проводиться не реже раза в год. Конкретные дата и время посещения специалистами каждого дома устанавливаются графиком, который утверждается газовой организацией. Такие графики публикуются в местных СМИ, размещаются на сайте ГРО, развешиваются на информационных стендах около многоквартирных домов. Если вы желаете узнать, когда планируется проверка в вашем доме, эту информацию можно получить, обратившись в вашу газовую организацию (телефон указан в договоре и квитанции).
О предстоящей проверке жильцов оповещают не позднее чем за 7 дней любыми доступными способами (объявление у подъезда, информация на квитанции, направление СМС-сообщения или письма и т. п.). Обход квартир газовики осуществляют, как правило, по будням в дневное время. Большинство жильцов в это время находятся на работе. Если вас не застали дома, ГРО обязана направить письменное извещение с предложением сообщить об удобном для вас времени проведения проверки. Такое извещение вручается только под роспись (например, заказным письмом). Вы должны не позднее 7 дней с момента получения письма дать ответ, в какое время в течение ближайших 10 дней (или позже) вы сможете быть дома. Если вы не дали ответ, вам повторно направляется под роспись извещение о необходимости определить дату для проведения проверки. Сотрудники ГРО прибудут для выполнения работ в указанные вами дату и время.
Если вы проигнорируете оба письма либо дважды не допустите газовиков в свою квартиру, будет составлен акт об отказе в допуске к ВКГО. При отказе подписать такой акт в нём ставят подписи два незаинтересованных лица (например, соседи). Акт направляется в жилищную инспекцию для привлечения виновного к административной ответственности.
Ответственность за отказ от техобслуживания
За уклонение заключить договор, а также при отказе пустить в свою квартиру специалистов газовой службы для проведения техобслуживания и ремонта ВКГО грозит привлечение к административной ответственности. На виновных может быть наложен штраф в размере от 1000 до 2000 рублей. Такой же штраф грозит, если вы не заменили пришедшее в негодность газовое оборудование (например, старую плиту). Когда нарушение допущено повторно, наказание возрастает до суммы от 2000 до 5000 рублей. Если же поведение жильца привело к аварии или создало угрозу жизни и здоровью людей, размер штрафа составит от 10 000 до 30 000 рублей. Обратите внимание, что наказать за отказ пустить газовиков в квартиру можно только в случае, если вы были предупреждены об этом надлежащим образом под роспись, как было описано выше.
Кроме этого, за отсутствие договора на техобслуживание и отказ пустить специалистов в квартиру более двух раз газовики вправе приостановить газоснабжение. О предстоящем отключении газа газовики обязаны предварительно уведомить в письменном виде под роспись не менее чем за 20 дней. Если такое уведомление не вручено, отключение является неправомерным. Газоснабжение возобновят только после допуска специалистов в квартиру и проведения ими необходимых работ. При этом нарушителю придётся компенсировать газовой организации все понесённые ею расходы, связанные с отключением и подключением газа.
Сотрудник газовой службы или мошенник?
Нередко за работников коммунальных служб выдают себя люди, единственной целью которых является продажа товаров или услуг. Они нередко носят одежду, похожую на форменную экипировку газовиков. Отличить настоящего специалиста газовой службы от мошенника помогут следующие советы.
1. Газовики никогда не приходят без предупреждения, все проверки проводятся по утверждённому графику. О предстоящей проверке жильцов оповещают не позднее чем за 7 дней. Если таких извещений не было, скорее всего, перед вами мошенник.
2. Настоящий специалист должен быть одет в форменную экипировку, на которой имеется надпись с названием организации. Мошенники часто наносят похожие надписи, например «Газконтроль». Проверьте, совпадает ли это название с тем, что указано в вашем договоре на техобслуживание.
3. Попросите предъявить удостоверение специалиста газовой организации.
4. В присутствии визитёра позвоните в обслуживающую вас газовую организацию (телефон указан в договоре и квитанции) и уточните, действительно ли это их сотрудник, который направлен для проведения проверки.
5. Специалисты газовой службы никогда не предлагают покупку каких-либо товаров или дополнительных платных услуг. Если вам настойчиво советуют купить газовый анализатор или суперсовременный «умный» счётчик, вы явно имеете дело с мошенником.
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300