Путешествие к истокам: малые народы России, которые ждут гостей
9 минут
15 декабря 2016
Фото: Роман Поликарпов
В России живет около 200 народов, некоторые из них находятся на грани исчезновения. Эти немногочисленные этнографические группы особо интересны тем, что сохранили в культурной и бытовой жизни особый уклад своих предков — древних племен, населявших современную территорию нашей страны. В длинные новогодние каникулы (да и не только) можно отправиться на несколько дней к ним в гости.
Лесной народ. Вепсы
Лесные люди — так называют вепсов уже сотни лет. Прародителями этого малого народа, который обосновался в глухих лесах на границе Карелии и Ленинградской области, были легендарные племена чудь и весь. Сейчас численность вепсов не достигает и 6000 человек, но они до сих пор сохранили навыки умелых охотников, камнерезов, вышивальщиц и зодчих. Говорят, что вепсы живут в деревянном веке. Все у них из дерева: дома, церквушки, мосты, мебель, игрушки и даже обувь. Вепсы считают, что у дерева особая сила. В этих краях и религия особая — смесь православия и древних языческих верований. На территории, где проживают вепсы, можно чуть ли не в каждой деревне обнаружить потрясающей красоты древний деревянный храм или часовенку, и в то же время, направляясь в лес, каждый местный житель обязательно отдает дань лесовику, а к колдунам и шаманам обращаются за советом во многих жизненных делах.
Отправляясь в гости к вепсам, нужно быть готовым к простой деревенской жизни — без городского комфорта, с традиционными сельскими «удобствами» и водой из колодца. Однако эти незначительные «трудности» жизни с лихвой покрываются потрясающими красотами северной природы, колоритом старинных селений и оригинальностью отдыха. Местные жители делятся секретами своей традиционной кулинарии, помогают с охотой и рыбалкой. Дикая тайга Вепского леса со множеством рек и озер изобилует глухарем и медведем — говорят, такое количество редко даже в Сибири. В Винницах и Шелтозере можно посетить музеи вепсского быта и принять участие в фольклорном представлении на вепсском языке.
На берегу Онежского озера есть еще одно необычное занятие — поиски и сбор уникального природного материала шунгита, который известен своими омолаживающими и целебными свойствами. И конечно, обязательны к посещению Александро-Свирский монастырь и местные деревянные церкви. За характерное свойство старого дерева отливать серебром эти места даже прозвали Серебряной Палестиной. Только в одном Подпорожском районе расположены 126 храмов, включая 64 деревянных.
Размещение: на юге Карелии — поселок Шелтозеро; в Подпорожском районе Ленинградской области — деревни Кезоручей, Щелейки, Хевроньино, город Подпорожье. Жить в деревянных домах на две-четыре комнаты по два-четыре места в каждой (в летнее время можно переночевать и на сеновале), отопление электрическое либо печное, вода из скважины либо родниковая, удобства — биотуалет, в сенях либо рядом с домом. Питание домашнее, экологически чистое, приготовленное из продуктов приусадебного хозяйства и близлежащих ферм. Хозяева могут встретить гостей на автовокзале или ж/д станциях Подпорожье или Свирь, а также на автовокзале поселка Вознесенье.
Стоимость: проживание в гостевом доме — 1000–3000 руб. в сутки без питания, двухдневный экскурсионный тур — от 6500 руб.
Кочевое Заполярье. Саамы
Русское Заполярье Кольского полуострова — суровый, но притягательный край, где льды северных морей встречаются с горными хребтами Апатитов и Хибин. Зимой небеса над этой землей окрашиваются в сказочные цвета полярного сияния. А в глубинке Мурманской области до сих пор живут около 1500 представителей удивительного народа — саамов, которые и сейчас проводят шаманские ритуалы и разводят оленей. Увидеть традиционную жизнь саамов можно, отъехав на 100 км от Мурманска, в территориально-соседской общине Самь-Сыйт, недалеко от поселка Ловозеро.
Фото: Роман Поликарпов
Колорит этого местечка создается особенностями древней кочевой жизни северных народов. Традиционные чумы и куваксы, десятки бытовых мелочей, о назначении которых оседлый горожанин может только догадываться, ласковые, но своенравные олени, от которых во многом зависит жизнь кочевника. Жители общины не только знакомят гостей со своими жилищами и хозяйством, но и предлагают полностью погрузиться в мир языческих саамских верований и национального отдыха. В аллее заговоренных идолов расскажут и покажут, как задобрить духов на любовь, счастье, удачу, судьбу и здоровье. На «скотном дворе» помогут самостоятельно поймать оленя, а потом прокатиться на оленьей упряжке. Угостят традиционными северными блюдами: лимом (уха из семги) и вяром (оленина с картошкой) — да еще предложат померяться силами в национальных играх, например в перетягивании шеста или саамском «футболе».
Размещение: в деревянном гостевом доме с удобствами, в комнатах по два-четыре человека. Питание в национальном кафе.
Стоимость: двухместный номер — 2700 руб., экскурсионная программа по территории деревни — 1500 руб. для взрослых, 1000 руб. для детей (6–15 лет), трехдневная поездка от туристической фирмы с посещением саамского поселения обойдется в 15 000 — 16 000 руб.
Кубанская вольница. Казаки
Сейчас в России около 4,5 млн человек считают себя казаками. Но многие до сих пор не знают, кто они. Народ? Армия? Профессия? Неустрашимость, выносливость, смелость, находчивость и в то же время нежность и любовь к ребенку, матери, женщине, Родине... Поближе познакомиться с бытом и культурой казачества можно, отправившись на Тамань, где с 1792 года по повелению Екатерины II расселилось войско Запорожское, именуемое ныне кубанскими казаками.
Издревле на Тамани жили совершенно разные цивилизации и культуры: древние греки, византийцы, хазары, половцы, монголы, турки. От них на территории Тамани осталось несчетное количество археологических находок и древних памятников.
О жизни и культуре казаков, которые впитали в себя отголоски многовековой истории, можно узнать, посетив этнографический комплекс «Атамань», разместившийся на берегу Азовского моря на территории более 60 га. Подворья этой станицы стали своеобразными мини-музеями, где собраны подлинные предметы быта и культуры конца XVIII — начала XX века. В каждом курене хозяйничают разные мастера и специалисты: кузнец, шорник, пожарный, гончар, священник, пчеловод, пекарь... Можно побывать в гостях у простого казака или атамана, проехаться в бричке, отведать наваристых щец в местном трактире и запросто «попасть» на сватовство, свадьбу, посвящение в казаки или проводы на военную службу. А уж если вам доведется стать гостем в казачьем курене, то голодным вас никогда не отпустят, да еще и целый праздник с песнями и плясками устроят — ведь исстари казачество славилось своим гостеприимством и радушием.
Размещение: в комнатах по два-четыре человека в гостевых домах Тамани или гостиницах со всеми удобствами.
Стоимость: проживание в гостевом доме — 800–1600 руб. в сутки, двухместный номер в гостинице — от 2200 руб. Входной билет в этнографический комплекс «Атамань» — 350 руб. для взрослых, 150 руб. для детей (7–14 лет).
Последние язычники Европы. Мари
Горные марийцы, или курык мари, расселились на просторах междуречья Волги и Ветлуги. Их главный городок Козьмодемьянск не велик, не мал и сплошь одноэтажен. Здесь царит традиционный патриархальный уклад, а улицы похожи на музей: резные избы, старинные здания городских служб и бывших купеческих закромов и главная марийская ценность — этнографический музей, где разместились хозяйственные и жилые постройки и множество предметов культуры и быта.
Есть здесь и своя уникальная особенность — огромные камни. Немногие сразу разглядят в них ценность — казалось бы, сложенные в ряд булыжники, и все. Но дело в том, что верования марийцев, как и их древних предков черемисов, тесно связаны с камнями и горами — они почитают духов и божеств, прячущихся или заключенных в следовиках (священных камнях). Вообще марийцев называют «последними язычниками Европы». Поэтому знакомство с этим немногочисленным народом становится весьма необычным для христиан — не зря Козьмодемьянск стал местом своеобразного паломничества европейских исследователей и журналистов. В этнографическом музее история не просто выставлена напоказ, а живет и действует: можно обучиться национальным марийским ремеслам, услышать звучание традиционных музыкальных инструментов и песни на марийском языке, отведать местную выпечку и травяные чаи, которыми славятся эти края, и примерить на себя праздничную национальную одежду.
А еще Козьмодемьянск считают прообразом города Васюки, в котором происходит сеанс одновременной игры в шахматы в романе «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова. В честь этого знаменательного умозаключения исследователей в городе открыли целый Музей сатиры и юмора им. Остапа Бендера и раз в год проводят фестиваль «Бендериана», он же «Междупланетный шахматный турнир» — естественно, с сеансом одновременной игры.
Размещение: в гостинице или гостевых домах Козьмодемьянска, в комнатах по два-четыре человека, с удобствами и без.
Стоимость: комната в гостевом доме — от 1000 руб. в сутки, номер в гостинице — 800–2000 руб. в сутки. Двухдневная экскурсионная поездка от турфирмы — от 6500 руб.
Потомки степных кочевников. Калмыки
Калмыкия — это вроде бы Россия, но все здесь такое необычное. Главное, что радикально отличает калмыков от других народов, живущих на территории нашей страны, — это, конечно, религия, ведь калмыки единственные на просторах нашей Родины исповедуют тибетский буддизм. От этого и многие особенности жизни калмыкского народа. Попадая в столицу Калмыкии Элисту, можно немного растеряться от обилия буддистских символов и необычных для России построек. Гостей приглашают пройти через «Алтын-Босх» («Золотые ворота») — калмыки верят, что такой обряд очищает душу и мысли. В Элисте также находится самый большой буддийский храм в Европе — Хрустальный комплекс «Золотая обитель Будды Шакьямуни» с 11-метровой статуей Будды и молельными барабанами кюрде. Внутри них заложены около 75 000 молитв: повернешь один такой — и «прочтешь» сотни мантр за раз. «Ступа просветления» — традиционное место паломничества буддистов всего мира — привлекает внимание возможностью пополнить запасы духовных сил и вдохновения и попытать счастья, загадав желание.
Еще одна особенность калмыков — кочевой образ жизни. Хотя сейчас большинство представителей этого народа ведут оседлую жизнь, кое-что осталось и от кочевников. Например, национальная кухня напоминает о незамысловатом быте степных скотоводов. Основой многих блюд являются молоко, в том числе и кобылье, отварная и жареная баранина или говядина, а среди наиболее необычных блюд — мясо, запеченное в земле в желудке барана.
Размещение: в гостиницах и мини-отелях Элисты.
Стоимость: двухместный номер — от 1000 руб. в сутки.
Ольга Дедова
 
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300