Как оформить наследство, если нет нужных документов
6 минут
10 января 2022
Вступление в наследство иногда сопровождают непростые ситуации. Например, вы не можете найти в домашнем архиве скончавшегося родственника никаких документов на квартиру, дом или земельный участок. Ситуация хоть и неприятная, но не безвыходная. Как восстановить потерянные документы и куда необходимо обращаться в таких случаях, разбиралась адвокат Ольга Алешина.
Главное — не пропустить срок
При наследовании важно не пропустить срок принятия наследства, который составляет шесть месяцев со дня его открытия, то есть со дня смерти наследодателя. Иначе оформлять наследство придётся через суд.
Для принятия наследства необходимо обратиться с соответствующим заявлением к нотариусу, предоставив ему свидетельство о смерти наследодателя, справку о его последнем месте жительства и документы, подтверждающие ваше родство с умершим (при наследовании по закону), или завещание. Нотариус заводит наследственное дело, которому присваивается номер, оно регистрируется в специальном реестре. Все остальные документы, в том числе подтверждающие права на квартиру или землю, могут быть предоставлены нотариусу в любой срок после открытия наследственного дела — как в течение полугода, так и позже, хоть через несколько лет.
Таким образом, после заведения нотариусом наследственного дела вы можете заниматься восстановлением потерянных документов, не боясь пропустить шестимесячный срок. Также возьмите у нотариуса справку, подтверждающую ваш статус наследника. Без неё вы можете получить отказ в выдачи документов на квартиру или участок, поскольку такие сведения выдаются только заинтересованным лицам.
Росреестр
Все сделки, совершённые после 31 января 1998 года (после вступления в силу Закона о регистрации), должны проходить государственную регистрацию права, а сведения о них заносятся в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Также собственник недвижимости по своему желанию может зарегистрировать сделку, совершённую до 1998 года.
Поэтому, если вы не нашли документов на квартиру наследодателя, первоначально необходимо обратиться в территориальное подразделение Росреестра, напрямую или через МФЦ. Закажите выписку из ЕГРН по адресу объекта недвижимости. В ней будет указан собственник имущества. Выписку после получения отнесите нотариусу.
Обратиться можно в любое подразделение Росреестра на территории России — независимо от того, где проживаете вы и где находится недвижимость. Также выписку можно заказать на официальном сайте Росреестра, войдя через учётную запись портала «Госуслуги». В этом случае вы получите ссылку на электронный документ, подписанный цифровой подписью, который необходимо самостоятельно распечатать. Эта выписка имеет такую же юридическую силу, как и документ с «синей» печатью.
Выписку может заказать не только потенциальный наследник, но и любой человек. Достаточно предъявить паспорт и оплатить госпошлину. За получение бумажной выписки нужно будет заплатить 460 рублей, а электронной — 290 рублей.
Но если в выписке, выданной Росреестром, указано, что сведения о зарегистрированных правах отсутствуют, а скончавшийся родственник не значится, следовательно, право собственности приобретено им до 31 января 1998 года. До этой даты права на не­движимое имущество регистриро­вали различные органы, которые обязаны выдать дубликат нужного вам документа. Обращаться за дубликатом необходимо в тот орган, который удостоверял или регистрировал документ. 
БТИ
Если нужно восстановить документ на квартиру или жилой дом, необходимо обращаться в районное БТИ. Именно органы технической инвентаризации ранее регистрировали право собственности на жилые помещения, проставляя соответствующий штамп на договорах купли-продажи, дарения, мены, приватизации, свидетельствах о праве на наследство.
В БТИ придётся подтвердить, что вы имеете право получить запрошенный документ. Для этого нужно предоставить справку от нотариуса о заведении наследственного дела и признании вас наследником.
По вашему запросу БТИ выдаст справку о зарегистрированных правах на квартиру, дом или участок либо заверенную копию договора, на основании которого возникло право собственности. Плата за оформление таких документов отличается в разных регионах и составляет в среднем от 200 до 1500 рублей.
Сельское поселение
Если в наследство остался домик с участком в сельской местности, который наследодатель приобрёл до 1998 года, то права на него регистрировались местным сельским советом. Для получения дубликата документа необходимо обращаться в администрацию сельского поселения, на территории которого расположен наследственный дом и земельный участок. Копия выдаётся бесплатно.
Архив
Если в наследство остался земельный участок, полученный наследодателем до 31 января 1998 года, документы на него нужно искать в архиве. В 90-е годы прошлого века права на землю подтверждались следующими документами:
1. Свидетельствами на землю, которые выдавались сельсоветами или комитетами по земельным ресурсам.
2. Постановлениями местных Советов народных депутатов (с 1991-го по октябрь 1993 года) и постановлениями глав местной администрации, с регистрацией в комитете по земельным ресурсам (после октября 1993 года).
3. Государственными актами о правах на землю.
Архивные копии или дубликаты указанных документов можно получить, обратившись в Государственный фонд данных, полученных в результате землеустройства (ГФДЗ), который ведётся Росреестром, или в муниципальный архив при местной администрации. Выдаются они только заинтересованным лицам, поэтому потребуется предоставить справку от нотариуса, подтверждающую статус наследника. Архивные копии предоставляются бесплатно.
Нотариус
До 1998 года право собственности подтверждалось также договорами, удостоверенными нотариусом (купли-продажи, мены, дарственной), или свидетельством о праве на наследство. Дубликат нотариально заверенного документа можно получить у нотариуса, который его удостоверял. Если этот нотариус прекратил свою деятельность, необходимо обратиться в региональную нотариальную палату, где хранится архив нотариальных дел. Стоимость копии зависит от тарифов нотариуса, установленных в регионе, и составляет в среднем от 1500 до 3500 рублей.
Суд
Право собственности могло возникнуть у наследодателя также на основании судебного решения (при разделе имущества супругов, приобретательной давности, признании права на самовольную постройку и другим основаниям). Для получения копии решения нужно обратиться в суд, который его принял. Как правило, это суд по месту нахождения недвижимости. Копия решения выдаётся бесплатно, потребуется только подтвердить свой статус наследника.
Не удалось восстановить документы?
Но может получиться так, что необходимый документ нигде так и не удалось обнаружить. Или, например, вы получили дубликат договора или постановления главы местной администрации, но ваш скончавшийся родственник не зарегистрировал их в своё время в БТИ или земельном комитете, как того требовал действовавший ранее закон. В этих случаях нотариус не сможет оформить ваши права на наследство.
В подобных ситуациях выход один — обращаться в суд. Необходимо заявлять иск о признании права собственности на квартиру, дом или участок в порядке наследования. Заявление подаётся в суд по месту нахождения недвижимости. Потребуется оплатить госпошлину, которая рассчитывается исходя из стоимости имущества. После вступления решения суда в законную силу можно сразу регистрировать право собственности в Росреестре. К нотариусу после суда обращаться уже не потребуется.
Факт родства
Возможна и ситуация, что все документы на имущество у вас есть, но вы не можете подтвердить своё родство с умершим. Отсутствуют свидетельства о рождении, заключении или расторжении брака. Проблемы могут возникнуть, если наследодатель родился или прожил часть своей жизни в республиках бывшего СССР. Архивы ЗАГСов стран СНГ и Балтии часто не отвечают на запросы от граждан о предоставлении сведений о рождении, браках и разводах. А иногда и в архивах российских ЗАГСов отсутствуют нужные сведения. В такой ситуации нотариус откажет вам в оформлении наследства.
Если получить дубликаты утраченных документов не представляется возможным, нужно обращаться в суд с заявлением об установлении факта родственных отношений между потенциальным наследником и умершим. При рассмотрении дела суд направит необходимые запросы в архивы ЗАГСов. Если нужные сведения отсутствуют, линия родства устанавливается на основании показаний свидетелей — приглашённых вами родственников, знакомых, соседей.
Также в суде потребуется устанавливать факт родственных отношений, если необходимые документы в ЗАГСе вы получили, но в них обнаружили ошибки в имени, отчестве или фамилии, дате рождения. Например, в свидетельстве о рождении значится «Наталия», а в свидетельстве о смерти указана «Наталья».
Заявление подаётся в суд по месту жительства заявителя-наследника. Потребуется оплатить госпошлину в сумме 300 рублей. После вступления решения суда в законную силу его копию нужно предоставить нотариусу, который завершит оформление наследства.
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300