Мы — охотники за фестукой…
3 минуты
01 декабря 2016
Бывшая конструктор вертолетов неожиданно открыла в себе изощренного цветовода
Татьяна Павловна Шаповал из тех женщин, кто и коня на скаку остановит, и в горящую избу, если надо, войдет… Командир, одним словом. Всю жизнь работала в КБ города Жуковского, конструировала вертолеты. Знает о них все и особых иллюзий на их счет не питает. Говорит, что любой, самый прочный вертолет — конструкция ненадежная, потому что «дифференциальные уравнения, которые описывают его движение, не имеют устойчивых решений, так что ухо надо держать востро и равновесие искать каждую секунду». Когда наконец-то решилась уйти на пенсию (а было ей уже значительно больше среднестатистических 55 лет), ее долго уговаривали остаться. Но разве такую даму можно уговорить? «No» значит «no».
«А правда, Татьяна Павловна, — говорю, — почему так категорично? Вы же не сможете без работы?» — «А потому, — отвечает, — что у меня есть мечта. Пока работала в КБ, я своим любимым делом занималась в свободное от работы время, а теперь буду 24 часа в сутки».
Выяснилось, что раньше, в бытность «конструкторшей», ее основной явкой вне КБ была ВДНХ — там тусовались такие же, как она, мичуринцы со стажем. Упертые люди, которые предпочитают сами вырастить лимонное дерево из косточки, хотя его легко купить. Но нет, они его выращивают. Ведь главное — процесс.
Татьяна Павловна все это прошла сто лет назад. Как и приобретение всяческих там редкой окраски роз — шоколадных или голубых, особых пионов, флоксов и т. д. Первое, что она сделала, вырвавшись «на свободу», — поехала в Шотландию за редким растением фестукой.
Было это в начале нулевых. Написала письмо шотландской любительнице, потом ждала, когда та пришлет приглашение. Ее победное возвращение широко анонсировалось в узких кругах. Вскоре я была приглашена на смотрины редкого экземпляра на фамильную дачу в Жуковский.
Помню, ехала в переполненной электричке и пыталась представить, на что же она похожа, эта самая фестука. В воображении почему-то всплывала яркая иллюстрация к сказке «Аленький цветочек». Мне грезилось что-то неброское, но непременно прекрасное. Но кто же мог предположить, что настолько неброское?! Из земли торчала узенькая, как игла, былинка. «И это фестука?!» — удивилась я. «Да!» — гордо ответила Татьяна Павловна.
Раньше, когда не было сериалов в современном понимании, в фильмах обычно писали: «Прошло три года…» Так вот, прошло 15 лет со времен «шотландской фестуки». Думаю, сейчас из приобретений Татьяны Павловны можно было бы составить целый каталог. Ее дочь Оксана, проживающая в Канаде, конечно же, вносит посильную лепту в коллекцию мамы. Все вносят — это вы, наверно, уже поняли. Где бы вы ни жили, куда бы ни собирались, Татьяна Павловна придумает, какое вам дать задание. И когда Оксана звонит маме и говорит, что соскучилась, что неплохо бы встретиться где-нибудь на полпути — скажем, в Голландии, Татьяна Павловна радостно восклицает: «Да! В Голландии мне как раз хотелось купить…» — и дальше следует заковыристое название на латыни.
Татьяне Павловне — 70+. Бывший авиационный инженер сегодня считается одним из самых авторитетных специалистов по цветам-многолетникам. Татьяна Шаповал — председатель секции редких растений «Горицвет» в Клубе цветоводов Москвы, автор многих статьей в изданиях садовой тематики, коллекционер и селекционер флоксов. У нее по-прежнему сильный командный голос, достаточно сил на перелеты ради какой-нибудь редкой травинки, а самое непостижимое — неиссякаемое желание быть вовлеченной в процесс. Процесс жизни.
Гузель Агишева
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300