Можно ли не платить за капремонт и вывоз мусора? 7 главных мифов о ЖКХ
10 минут
13 октября 2021
Вокруг жилищно-коммунальной сферы традиционно много устойчивых слухов и домыслов, не соответствующих действительности и не имеющих ничего общего с законом. Тем не менее многие верят в них. Наиболее распространённые мифы о ЖКХ журнал «Активный возраст» разбирает вместе с адвокатом Ольгой Алешиной.
Миф 1. Взносы на капитальный ремонт являются добровольными
Это одно из самых «живучих» заблуждений, не один год распространяемых на просторах интернета. Весомости ему придаёт ссылка на конкретное решение Верховного суда РФ, где есть фраза, что законом не устанавливается обязанность собственников помещений в многоквартирных домах по уплате взносов на капитальный ремонт. Также ссылаются на ст. 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которой любые фонды формируются за счёт добровольных взносов.
Как на самом деле
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны оплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в силу прямого указания закона (ст. 169 Жилищного кодекса РФ). Такие взносы являются обязательными платежами, относящимися к коммунальным услугам. Что касается цитируемого решения Верховного суда РФ, то его формулировка об отсутствии обязанности оплачивать капремонт вырвана из контекста. Если изучить решение полностью, то станет ясно, что речь в нём идёт о конкретном законе Белгородской области, который действительно не устанавливает обязанности граждан по оплате взносов на капремонт, а только регулирует деятельность регионального фонда. Обязанность же по оплате капремонта, как указано выше, закреплена нормами Жилищного кодекса РФ, а их Верховный суд РФ сомнению не подвергает.
Не обоснована и ссылка на то, что, поскольку взносы собирает Фонд капитального ремонта, они являются добровольными. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» распространяется на все фонды, если иное не установлено другими федеральными законами. Именно такое исключение действует для Фонда капитального ремонта — его деятельность регулируется положениями Гражданского и Жилищного кодексов РФ, региональными законами. Поэтому взносы в него являются не добровольными, а обязательными.
Кроме того, в 2016 году Конституционный суд РФ по запросу группы депутатов Госдумы признал конституционными положения законов о взносах на капремонт.
Что делать
Если вы до настоящего времени принципиально не платили за капремонт, считая такие взносы незаконными, советуем погасить образовавшуюся задолженность. В противном случае рано или поздно долг взыщут в судебном порядке. Только заплатить придётся уже гораздо больше: будут начислены пени за просрочку оплаты, судебная госпошлина и исполнительский сбор приставов. Кроме того, наличие долга не позволит оформить субсидию на оплату ЖКУ.
Миф 2. Можно не оплачивать вывоз мусора
«Мусорная реформа» стартовала более двух лет назад, а страсти вокруг неё до сих пор не утихают. Многие отказываются оплачивать услуги за вывоз ТКО (твёрдые коммунальные отходы), ссылаясь на то, что никаких договоров с региональными операторами они не подписывали. Другие мотивируют нежелание вносить платежи тем, что от их дома убрали контейнерную площадку, а мусор теперь приходится носить на соседнюю улицу. Жители же частных домов говорят, что такая услуга им вообще не нужна, поскольку весь мусор они утилизируют самостоятельно: закапывают на участке, сжигают в печи или используют для компоста.
Как на самом деле
Граждане обязаны своевременно и полностью оплачивать коммунальные услуги, к которым относится обращение с ТКО (п. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ). Тот факт, что вы не заключали с региональным оператором письменный договор, не освобождает вас от платы. Более того, заключить такой договор — ваша обязанность (ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса РФ), а отказаться от его заключения нельзя в силу закона.
Региональный оператор, занимающийся вывозом мусора, не обязан заключать письменный договор с каждым человеком. Он только сообщает о необходимости заключить договор на своём официальном сайте и в печатных средствах массовой информации (размещает публичную оферту). В течение 15 рабочих дней с момента такой публикации вы как потребитель обязаны направить региональному оператору заявку на заключение договора и необходимые документы, а вам предоставят для подписания договор. Если вы этого не сделаете, договор считается заключённым на типовых условиях на 16-й день после публикации оферты на сайте. С этого момента вы обязаны оплачивать услуги по вывозу ТКО. Тот факт, что на сайт регионального оператора вы не заходите, публикации в местной прессе не просматриваете, не освобождает вас от обязанности заключения договора и оплаты услуг по вывозу ТКО.
До «мусорной реформы» многие проживающие в собственных домах не платили за вывоз бытовых отходов, поскольку уничтожали его своими силами. В настоящее время все собственники домовладений также обязаны оплачивать услуги за обращение ТКО, поскольку самостоятельный вывоз мусора и его утилизация незаконны, на это требуется лицензия.
То обстоятельство, что рядом с вашим домом нет мусорных контейнеров, не избавит вас от этих платежей. Количество и расположения мест для сбора ТКО определяются не региональным оператором, а местной администрацией.
Что делать
Если рядом с вашим домом нет площадки для сбора мусора, обратитесь в местную администрацию с заявлением о размещении дополнительных контейнеров.
Миф 3. Если долго не проживаешь в квартире, где нет счётчиков, за «коммуналку» должны сделать перерасчёт
Верно лишь отчасти. Само по себе непроживание в квартире не освобождает от оплаты жилищно-коммунальных услуг. В любом случае придётся оплатить содержание жилья и общедомовые нужды, отопление и капитальный ремонт. Эти услуги рассчитываются исходя из площади квартиры и не зависят от количества проживающих. А вот услуги водоснабжения и водоотведения, электричество, газоснабжение и вывоз ТКО можно пересчитать, если в квартире отсутствуют все жильцы или кто-то из них более пяти полных календарных дней подряд. Но с января 2017 года это возможно только при одном важном условии.
Как на самом деле
Перерасчёт за жилищно-коммунальные услуги при отсутствии проживающих произведут только для тех жилых помещений, где индивидуальные приборы учёта не установлены ввиду отсутствия технической возможности. Это должно быть подтверждено соответствующим актом. То есть, если в вашей квартире счётчики не установлены только потому, что вы этого не хотите, в перерасчёте вам откажут.
Что делать
Если в вашей квартире отсутствует техническая возможность установления счётчиков, необходимо обратиться за перерасчётом в вашу УК (ТСЖ, ЖСК и прочее), в том числе через МФЦ. Сделать это нужно до отъезда либо не позднее 30 календарных дней после возвращения. Потребуется написать заявление на перерасчёт, приложив к нему документы, подтверждающие отсутствие (билеты, командировочное удостоверение, справку о госпитализации и прочее), а также акт об отсутствии возможности установки счётчиков.
Миф 4. Установку и поверку счётчиков должны проводить бесплатно
Некоторые считают, что устанавливать и поверять счётчики должна УК или ресурсоснабжающая организация за свой счёт. Это верно лишь отчасти.
Как на самом деле
Индивидуальные приборы учёта горячей и холодной воды, газа и тепла устанавливаются за счёт собственника, то есть за ваш счёт. А вот установка счётчиков электроэнергии происходит за счёт электроснабжающей организации. Что касается поверки, то оплачивает её стоимость тот, кому принадлежит счётчик. То есть прибор учёта электроэнергии поверяется за счёт электроснабжающей организации, а поверку остальных счётчиков оплачивать должны вы.     
Что делать
Если вовремя не провести поверку, плата за коммунальные услуги будет начисляться по нормативу до тех пор, пока поверка не будет проведена. Срок поверки своих счётчиков вы можете узнать в квитанции на оплату ЖКУ. Для проведения поверки обращайтесь в любую специализированную организацию, имеющую аккредитацию (обязательно проверьте её на сайте Росаккредитации). С 24 сентября 2020 года факт поверки счётчика подтверждается только в электронном виде в реестре ФГИС «Аршин». В соответствующем разделе вы сможете посмотреть результаты поверки по серийному номеру вашего счётчика. По вашему желанию вам могут также выдать бумажные свидетельства.
Миф 5. Если коммунальные услуги оказываются некачественно, за них можно не платить
Все мы сталкивались с ситуацией, когда батареи отопления чуть тёплые, из крана течёт ржавая вода или УК плохо выполняет свои обязанности. Некоторые считают, что они не обязаны оплачивать такие услуги. В этом случае они просто вычёркивают некачественную услугу из квитанции и оплачивают только оставшуюся сумму.
Как на самом деле
Собственник обязан своевременно и в полном объёме оплачивать жилищно-коммунальные услуги по выставленным квитанциям. Произвольно по своему усмотрению уменьшать в них сумму нельзя. В этом случае у вас накопится долг, который взыщут в судебном порядке.
При оказании некачественных услуг необходимо зафиксировать данный факт, время его начала и продолжительность, в установленном законом порядке. Только тогда плата за ЖКУ будет уменьшена. Если этого не сделать, при взыскании задолженности в судебном порядке суд не примет ваши доводы, что вода была ржавая или дома холодно.
Что делать
При некачественном оказании ЖКУ необходимо уведомить об этом аварийно-диспетчерскую службу, письменно или устно, в том числе по телефону. Диспетчер обязан сообщить вам свои данные и регистрационный номер заявки. После этого к вам домой в согласованное время должны прийти представители УК для проверки качества коммунальных услуг, зафиксировав это в акте. Если вам не удалось связаться с аварийно-диспетчерской службой или вы так и не дождались в условленное время представителей УК, такой акт вы можете составить сами. Для его составления и подписания пригласите двух соседей и старшего по дому (председателя ТСЖ, ЖСК), а акт отнесите в УК. После составления акта направьте в УК (или ресурсоснабжающую организацию) претензию о перерасчёте платы за некачественно предоставленную коммунальную услугу. Если такой перерасчёт вам не сделали, обращайтесь в суд.
Миф 6. Если не платить за «коммуналку», отключат свет, воду и газ
Некоторые считают, что при наличии долга за ЖКУ коммунальщики могут отключить их квартиру от всех коммуникаций. Это не совсем так.
Как на самом деле
При наличии задолженности по плате за жилищно-коммунальные услуги более двух месяцев подряд возможно их ограничение, а затем полная приостановка. Законом установлены ограничения: запрещено полностью отключать холодную воду и отопление. Предоставление этих услуг можно только ограничить. Остальные услуги разрешено отключать полностью. Но ограничение и отключение возможны только по той услуге, которую вы не оплатили. Так, при задолженности за содержание и текущий ремонт жилья УК не вправе отключить вам электричество или газ.
Но отключить просто так, даже при большом долге, нельзя. Требуется строгое соблюдение определённой процедуры. Вам должно быть вручено под расписку или направлено заказным письмом уведомление, что при неоплате задолженности по комуслуге в течение 20 дней со дня получения уведомления вам могут её сначала ограничить, а потом приостановить. Если долг вами так и не погашен, вводится ограничение, а затем приостановление услуги. Но об этом вас снова должны известить за три дня, вручив извещение под расписку. Никакие звонки сотрудников УК, письма, брошенные в почтовый ящик или подсунутые в дверь, юридической силы не имеют.
Что делать
Если вам ограничили предоставление какой-либо коммунальной услуги, не предупредив об этом письменно под расписку, либо полностью отключили холодную воду или отопление, это является незаконным. В этом случае необходимо обратиться с жалобой в региональную Жилищную инспекцию.
Миф 7. Я не обязан исполнять решения общего собрания, если в нём не участвовал
Получив очередную квитанцию за ЖКУ, вы можете с удивлением обнаружить в ней строку оплаты за видеонаблюдение или строительство детской площадки. После разборок в УК вам объяснят, что этот вопрос был решён на общем собрании собственников вашего дома. Одни молча оплачивают новые расходы, другие же считают, что раз они за такое решение не голосовали, то исполнять его не будут.
Как на самом деле
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления таким домом. Его решения обязательны для собственников всех квартир и других помещений, даже если они не участвовали в голосовании. Если вы случайно пропустили собрание или намеренно его проигнорировали и не высказали своего мнения по повестке дня, вы всё равно обязаны исполнять решения, принятые на общем собрании. Исключение составляют случаи, когда собрание проведено с нарушениями.
Что делать
Не пропускайте собрания, следите за их назначениями. Как правило, извещения о месте и времени их проведений, повестке дня вывешивают около подъездов или на первых этажах. Также такие уведомления могут бросать в почтовые ящики, рассылать по электронной почте, через мессенджеры или СМС. О проведении собрания собственники должны быть оповещены не позднее чем за 10 дней до его начала. Если решение принято общим собранием с нарушениями (например, о проведении собрания известили за день, не имелось кворума или решили вопрос, не включённый в повестку дня), обжалуйте его в суде.
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300