72-летний бывший лётчик из Казани обошёл земной шар на яхте
3 минуты
12 октября 2021
Бывший штурман гражданской авиации из Казани, 72-летний Алмаз Алеев в компании двух помощников обошёл земной шар на яхте. Путешественник рассказал «Известиям» и «Российской газете», когда впервые задумался о кругосветке, почему «ушёл из неба в море» и как проходили девять месяцев плавания в период пандемии.
Ещё мальчиком Алмаз Алеев мечтал о морских приключениях, однако первая его попытка поступить в Каспийское военно-морское училище не увенчалась успехом. «Я прошёл медкомиссию. Но капитан 3 ранга, который вёл приём, меня зарубил. Сказал, мол, рановато ты пришёл. Я ноябрьский, мне на тот момент было 16 лет, а брали только с 17», — рассказал он.
Вместо морских просторов юноше предстояло покорять просторы небесные — после службы в армии Алеев отучился на штурмана гражданской авиации. «Летал на Ил-14, Ан-24, Ан-26, Ту-124. Мне нравилось. Только рейсы типа Москва — Казань я не любил. Всё однообразно, устаёшь. Другое дело — спецрейсы, когда с грузом летали в разные точки Советского Союза. Любил сложные неизведанные маршруты», — рассказал Алеев.
Но спустя много лет любовь к морю всё же напомнила о себе. В 1980 году командир экипажа, в котором Алеев был штурманом, предложил ему вместе заняться парусным спортом.
«Начали ходить по Волге. Чувствую — запал. А тогда яхтклуб "Рубин" в Казани был от 22-го завода, и мне предложили пойти туда инструктором. Я согласился, ведь на пенсию уже заработал. В авиации есть такая поговорка: "Меньше летаешь — больше живёшь", — пошутил капитан. — А вообще небо и море — стихии схожие».
Спустя годы путешествий по разным морям Алеев всерьёз задумался о путешествии вокруг земного шара. «Наверное, эта мысль в голове с самого начала сидела. Для нас, яхтсменов, кругосветка — это как Эверест для альпинистов», — объяснил он.
Целый год капитан готовился к плаванию вместе с бизнесменом Ильфатом Миннибаевым, профинансировавшим путешествие, и своим учеником Вилей Сагитовым.
«Из Казани дошли до Волго-Донского канала, потом Азовское море, Чёрное, Босфор, Мраморное море, Дарданеллы и Средиземка. Там сильно штормило. С приключениями и небольшими поломками добирались до Гибралтара. Вообще изначально я проложил довольно сложный маршрут через мыс Горн и мыс Доброй Надежды. Здесь сильные, но попутные ветра. Но, во-первых, мы опаздывали по срокам: чтобы удачно пройти мыс Горн, нужно быть там в январе — феврале, когда в Южном полушарии лето. А во-вторых, выяснилось, что при шторме сломался средний ряд поперечных рей. И тут было два варианта: либо откладывать кругосветку и ремонтировать яхту, либо упрощать маршрут. И я предложил пойти по экватору. Это путь изведанный», — рассказал капитан.
В путешествии пришлось столкнуться не только с штормами и акулами (одну из которых даже удалось поймать), но и закрытыми из-за пандемии портами. Коронавирус помешал команде Алеева выйти на сушу на островах Футуна, Самоа и в Австралии.
«Как-то они [австралийская пограничная служба] подошли к яхте и увидели, что мы дождевую воду в парус собираем. Поняли, видимо, что проблемы с водой. В порты-то нас не пускают. И когда мы у города Дарвин в очередной раз попытались зайти и получили отказ, вдруг видим, идёт катер и командует: «Следуйте за нами». Пришли в порт, встали на якорь. И тут пограничники начинают загружать нам 200 литров воды и разные продукты», — вспоминает Алеев.
На всё путешествие у команды ушло девять месяцев. За это время Алмаз Алеев сбросил 15 килограммов. По его словам, домой он вернулся уставшим и со странным ощущением: вроде бы совершили кругосветное путешествие, но ощущения, что свершили что-то запредельное, не было. Земной шар оказался довольно маленьким.
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300