Для сохранения доступа к порталу Активный возраст установите сертификаты НУЦ Минцифры России с сайта Сбера или Госуслуг
Сходить в супермаркет и не разориться: как обойти маркетинговые уловки
5 минут
06 августа 2021
Казалось бы, такое рутинное дело, как поход в продуктовый магазин, не может требовать особой инструкции. В советские времена тотального дефицита знания о том, как, где и что можно «достать», складывались в настоящую народную науку. Сейчас, конечно, другие времена — и другие проблемы: вопрос уже не в том, как купить нужное, а как не потратить в супермаркете лишние деньги на ненужное. Журнал «Активный возраст» делится советами.
Всем известно: не нужно ходить в магазин на голодный желудок, лучше заранее составлять список покупок. Некоторые расхожие представления о маркетинговых приёмах уже не так актуальны — дешёвые товары могут стоять на уровне глаз, а не прятаться на самых нижних полках. 
Но фантазия маркетологов неиссякаема. Когда одни способы подтолкнуть человека к покупке начинают работать хуже, изобретаются новые. К ним прибегают и продавцы, и производители. Вот о каких приёмах стоит знать, чтобы не возвращаться из магазина с пустым кошельком и полным пакетом непонятно чего.
Плата за суперцену
Скидки — отличный двигатель продаж. Даже тех товаров, на которые они не распространяются. Периодически магазины очень сильно снижают цену на какой-то ходовой продукт, она действительно выглядит очень привлекательно на фоне конкурентов. И это не попытка сбыть неликвид, но и не аттракцион невиданной щедрости. 
Под такие акции запускается реклама, печатаются листовки и баннеры с фотографиями охлаждённых кур или пачек подгузников по суперцене. Покупатели специально едут в магазин, чтобы сэкономить. А раз ехали и тратили время — не уходить же с одной курицей. В корзину по пути к кассе отправляется ещё что-то очень (или не очень) нужное. На это и расчёт: благодаря акции в магазин придут больше людей, которые не ограничатся покупкой одного товара, и прибыль будет намного выше издержек от снижения цены. Выигрывает тут продавец. А ещё — те редкие покупатели, которые унесут домой только скидочную курицу.
Сплошные «плюсы»
«2+1», «3+1» — такие отметки стоят рядом с товарами, которые чаще всего покупают импульсивно (снеки, сладости и т. д.) или просто не очень часто. Продукты первой необходимости распродадут и без этого. Но вас невыгодно отпускать из магазина с дежурным набором молоко-хлеб-яйца. Специальные предложения с «плюсами» побуждают не только покупать то, что вы не планировали, но и в бóльших количествах, чем нужно.
Видите четыре пачки крахмала по цене трёх? Задумайтесь, есть ли реальная необходимость сейчас делать запасы на несколько лет вперёд. Если предлагают три бутылки кетчупа по цене двух, проверьте сроки годности и оцените свои потребности. Возможно, продукт испортится раньше, чем вы успеете его съесть.
Будьте внимательнее, когда видите отметку «1+1». По аналогии с похожими спецпредложениями можно подумать, что продаётся два товара по цене одного. Вчитайтесь в условия акции и посмотрите на цену. В некоторых магазинах таким образом предлагают не вторую упаковку в подарок, а скидку примерно в 20–30% при покупке двух штук. 
Больше — необязательно экономичнее
Из рекламы начала 2000-х мы твёрдо запомнили, что большая упаковка — значит экономичная. На самом деле далеко не всегда. Некоторые производители и продавцы пользуются тем, что покупатели привыкли к определённым неписаным правилам.
Если нужно пополнить запасы стирального порошка, рука автоматически тянется к пачке побольше. Мы по умолчанию уверены, что сэкономим. Но в пересчёте на килограмм товар может стоить столько же, как в маленькой упаковке, а иногда обходится даже чуть дороже. Правда, пока такое встречается не так часто. Если по-настоящему хотите сэкономить, не поленитесь открыть в телефоне калькулятор и пересчитать. А если делать это в уме, выйдет ещё и неплохая разминка для мозга. 
Эко, био и прочие «полезности»
В России нет государственных стандартов маркировки эко- или биопродукции. Зато есть запрос на более натуральную и качественную еду. Обычный покупатель вряд ли сможет проверить соблюдение каких-то стандартов на производстве, а у контролирующих органов нет прописанных в законе критериев для оценки. Но продукты с такой отметкой лучше продаются, потому что кажутся полезными.
Переплата за эко/био — как покупка лотерейного билета. Красивая наклейка может вообще ничего не значить и использоваться исключительно в маркетинговых целях, а возможно, у производителя действительно высокие критерии качества, которые он установил сам для себя. Только рядовой покупатель так и не узнает наверняка, выиграл он в эту лотерею или проиграл.   
При этом понятие «органический» (и его производные вроде «органик», написанные кириллицей) закреплено в законодательстве с 2020 года. Маркировать продукцию таким образом (значком с белым листком на салатовом фоне) могут только производители, соблюдающие определённые стандарты, прошедшие добровольную сертификацию и включённые в реестр Минсельхоза.
Фермерские продукты
Давайте заглянем в словарь и найдём определение слова «ферма» — это частное предприятие, занимающееся изготовлением сельскохозяйственной продукции. То есть небольшое подворье с десятком бурёнок — это ферма. А огромное хозяйство с многотысячным поголовьем птицы и скота и механизированным производством — это… тоже ферма.
Животноводческая продукция практически всегда будет фермерской по определению. Только наше ассоциативное мышление устроено так, что «фермерское» кажется чем-то домашним, сделанным «как для себя». Мы представляем усталого, но довольного труженика, который черпаком снимает сливки со свежего молока, а не огромные комплексы, где доярок в белых платочках давно заменили машины. На это и рассчитан маркетинговый ход. Слово «фермерское» на упаковке товара из супермаркета ещё не значит, что масло или сметана приготовлены по прабабушкиным рецептам на маленьком семейном предприятии и чем-то отличаются от «обычных» продуктов.
Не путайте название и наименование
Лицевая сторона — всегда самая яркая и красивая часть упаковки. Надписи на ней обычно под стать («спелая земляника», «ароматный трюфель», «парная телятина»). Это привлекает — кажется, что в составе есть что-то полезное, вкусное или деликатесное. Только коммерческое название необязательно отражает реальность. «Спелая земляника» может оказаться «ароматизатором, идентичным натуральному», а «телятина» — предпоследней строчкой в составе, где ингредиенты указываются по убыванию в процентном соотношении.
В отличие от названия, которое может быть креативным (то есть практически каким угодно), в наименовании нельзя указывать компоненты, которых нет в продукте. Если быть внимательным, откроется много удивительного и порой не поддающегося логике. На «парадной» стороне упаковки может быть написано красивым крупным шрифтом «сосиски бычок — мясистый бочок», а на обороте — «изделия колбасные варёные из мяса птицы». Поэтому, если хотите узнать, из чего на самом деле сделан продукт и стоит ли за него переплачивать, изучите состав и ищите наименование товара на обратной или боковой стороне упаковки.
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300