Люди искусства не уходят на пенсию — это все знают. И всё-таки феномен кинорежиссёров в почтенном возрасте удивителен. Ведь снять фильм — это не просто творческая задача, но ещё и огромная техническая и менеджерская работа. История каждого такого фильма — настоящий учебник по активному долголетию. Журнал «Активный возраст» рассказывает о четырёх удивительных режиссёрах и их фильмах, появившихся, когда создатели уже перешагнули 90-летний рубеж. Это абсолютно разные художники, объединяет их только творческая свобода и решимость, которым могут позавидовать и молодые кинематографисты.
Мануэл ди Оливейра: «Странный случай Анжелики»
Классик португальского кино, лауреат Каннского и Венецианского фестивалей в нашем рейтинге — вне конкуренции. «Странную историю Анжелики» режиссёр снял в 102 года! А всего прожил 106 (и это даже не последний его фильм — незадолго до смерти на экраны вышла его лента «Жебо и тень»). Оливейра к тому времени оставался единственным режиссёром в мире, начинавшим с немого кино: его первая картина датирована 1928 годом.
Фильм построен вокруг мистических событий: Исаак, фотограф из еврейских эмигрантов, приезжает в португальскую деревушку, где умерла молодая девушка. По давней традиции, покойную надо сфотографировать на память. Впечатлённый красотой Анжелики, Исаак начинает работу — и видит в объектив, как девушка улыбается ему и открывает глаза. Дальше идёт история, причудливо сочетающая путешествия в иные миры и бытописание португальской глубинки.
Сценарий этого фильма Оливейра написал ещё в 1940-х, но тогда в стране была фашистская диктатура, и цензура запретила снимать фильм. Режиссёр не отказался от замысла и осуществил его в 2010 году.
Клинт Иствуд: «Дело Ричарда Джуэлла»
Лауреат четырёх «Оскаров», Иствуд в представлении не нуждается: вестерны 1960-х, в которых он сыграл главные роли, стали известны во всём мире. В какой-то момент кинозвезде надоело ковбойское амплуа, и он переквалифицировался в режиссёра. Сегодня Иствуду 91 год, «Дело Ричарда Джуэлла» вышло накануне юбилея и с успехом прошло в мировом прокате.
Клинту Иствуду интересны громкие события из новейшей американской истории. В 2016-м он снял «Чудо на Гудзоне» о героизме пилота, посадившего неисправный авиалайнер прямо на воду возле статуи Свободы. «Дело Ричарда Джуэлла» тоже основано на реальных событиях: во время Олимпиады в Атланте охранник нашёл бомбу под скамейкой и успел организовать эвакуацию зрителей до того, как она взорвалась. Однако с биографией охранника всё непросто, и ФБР начинает подозревать его в том, что это он сам подложил взрывчатку, чтобы прославиться. Расследование тянулось несколько лет. Иствуд превращает его в психологическую драму о том, как система ломает человека, непохожего на других.
А в сентябре этого года на экраны выходит новая картина неутомимого ветерана американского кино — «Мужские слёзы». Главную роль в ней сыграл сам Иствуд.
Аньес Варда: «Лица, деревни»
Варду называют мамой французской «новой волны» — направления в кинематографе 1950–1960-х. Варда прославилась во времена, когда профессия режиссера ещё считалась мужской, и продолжала активно работать до самого своего ухода в возрасте 91 года. Её последний фильм «Лица, деревни», показанный на многих кинофестивалях, доказывает, что экспериментировать никогда не поздно.
Это именно эксперимент: смесь документального кино, художественного вымысла и чисто визуального искусства. Неслучайно соавтором Варды стал молодой французский художник-акционист JR — он известен своими масштабными граффити, вернее, чёрно-белыми аппликациями на зданиях. На протяжении фильма Аньес и JR колесят по французской глубинке, общаются, пьют вино, снимают сценки про местных жителей — украшая деревни странными чёрно-белыми декорациями.
Драматичный момент в финале: в таком режиме они доезжают до дома знаменитого режиссёра Жана-Люка Годара, отца «новой волны», старого друга-соперника и почти ровесника Аньес. И Годар не открывает им дверь! Критики писали, что «Годар сыграл здесь лучшую из возможных ролей».
Марлен Хуциев: «Невечерняя»
Без отечественного классика нельзя обойтись в нашем обзоре. Тем более это «классика в квадрате»: перешагнув 90-летний рубеж, Марлен Хуциев, автор лучших фильмов оттепели — «Весны на Заречной улице», «Заставы Ильича» и «Июльского дождя» — снимает кино о встрече Толстого и Чехова. По сути, вступает в диалог с ними.
К сожалению, этот фильм пока нельзя посмотреть в готовом виде. Хуциев создавал его много лет — сначала съёмки прерывались из-за нехватки денег, потом нашлись меценаты, но режиссёр не торопился закончить работу. Актёры в интервью рассказывали о многодневных дублях, выверенности каждого кадра. Марлена Хуциева не стало в 2019 году, в возрасте 93 лет, съёмки он продолжал до самой смерти. Первую сборку материала зрители увидели в том же году, и, вероятно, ученики мастера однажды представят окончательную версию фильма.
Но, чтобы составить представление, можно посмотреть «фильм о фильме» — процесс съёмок фиксировал документалист Пётр Шепотинник. Его фильм «Хуциев. Мотор идёт!» получил «Нику» и был показан на фестивале Локарно, где 90-летнему Марлену Хуциеву вручили почётный приз, показали все его главные картины и устроили российскому мастеру овацию.