В России мало говорят об эйджизме — дискриминации по возрасту. И не особо задумываются, можно ли с ним бороться. Между тем спектр такой дискриминации очень широк: от каких-то явных проявлений, типа слов врача: «Поздно пить таблетки, в вашем-то возрасте», до чисто бытовых ситуаций: бабушка посидит с внуками, чем ей ещё заниматься, какие у неё могут быть ещё интересы? Давайте разберёмся, как распознать эйджизм и что с ним делать.
1. Давайте точнее — что такое эйджизм?
Формально — дискриминация и молодых, и пожилых. Для молодых это ситуации, когда с их мнением не считаются на работе — мол, не заработали ещё права голоса. Но если молодость, как сказал Гёте, — недостаток, который быстро проходит, то с притеснениями людей старшего возраста всё гораздо серьёзнее.
Эйджизм часто вызывает споры. На западе комплименты в духе «ты молодо выглядишь» могут воспринять в штыки: значит, выглядеть не молодо — это плохо? В России отношение нейтральное. Но вряд ли кто-то возьмётся утверждать, что проблема надуманная. Врачи говорят, что негативные возрастные стереотипы усиливают стресс и плохо влияют на поведение: например, человек не лечится, потому что считает плохое самочувствие естественным для своего возраста. Бытовые проявления эйджизма встречаются часто, и многие тоже считают их чем-то естественным — например, переселить бабушку, потому что внучка выросла и теперь ей нужна квартира для полноценной самостоятельной жизни.
2. Это официально признанная проблема?
Да, её считают не менее серьёзной, чем голод или эпидемии. В этом году ООН и Всемирная организация здравоохранения опубликовали доклад об эйджизме. В нём они призвали правительства «предпринять срочные действия по борьбе с эйджизмом, точнее оценить масштабы этой проблемы и распространять информацию о ней, тем самым разоблачая истинную сущность эйджизма, незаметного на первый взгляд, но настоящего бедствия для общества».
По данным из этого доклада, каждый второй человек в мире придерживается эйджистских взглядов, «что ведёт к ухудшению физического и психического здоровья и снижению качества жизни пожилых людей, обходится обществу в миллиарды долларов каждый год». Исследование построено на опросе 83 тысяч людей из 57 стран.
3. В России тоже так считают?
Проблема есть, но её не принято широко обсуждать. Хотя эксперты называют эйджизм в России очень молодым. «У людей уже с 40–45 лет бывают проблемы на рынке труда», — говорит куратор социального фестиваля «Young Old: новые старшие» Татьяна Дроздова. По данным фонда «Общественное мнение», треть россиян считают, что старость наступает уже после 50 лет. И большинство считают, что у этого отрезка жизни нет никаких преимуществ. Так что до оптимистичных разговоров о «золотом возрасте» и «новых возможностях» у нас ещё далеко. Но каких-то серьёзных общественных дискуссий на эту тему не ведётся, официального признания проблема эйджизма ещё не получила, и те же эксперты даже говорят о «ситуации замалчивания».
4. Насколько это опасно?
Опасно как минимум в двух сферах: занятость и медицина. В Трудовом кодексе прописан запрет на дискриминацию по возрасту, но то, что на соискателей в зрелом возрасте на рынке труда смотрят скептически, наверное, ни для кого не секрет. И даже те, кто работает, говорят о том, что их реже отправляют повышать квалификацию и меньше дают креативных задач. HeadHunter проводил исследование в Санкт-Петербурге и Ленинградской области — дискриминацию по возрасту ощущают на себе 93% работников старше 45 лет.
В медицине проблема серьёзнее, о ней недавно заявил завкафедрой терапии, гериатрии и антивозрастной медицины ИПК ФМБА России Андрей Ильницкий: «С пожилыми людьми наши доктора не умеют общаться. Когда такой пациент приходит в поликлинику с жалобами, ему отвечают: «Посмотрите свой паспорт — сколько вам лет, чего вы хотите?» В итоге пожилые люди часто страдают от боли только потому, что их недолечивают. Многие врачи не понимают, что синдром падений, снижение памяти, когнитивные расстройства — не проявления возраста, а патология, которую надо лечить».
5. И главное — что с этим делать?
Пока — только «ставить всех на место». Специальных юридических механизмов, как бороться с дискриминацией, всё еще очень мало, до создания отдельных горячих линий и центров помощи тоже пока не дошло. Законодательство также далеко не продвинулось, хотя в него всё-таки включили запрет на дискриминационные объявления для приёма на работу. Но если не терпеть эйджистское отношение, ситуацию можно исправлять. Совершенно точно нельзя допускать таких проявлений со стороны медиков. Пресекайте любые разговоры врачей на тему «в вашем возрасте это естественно», а тем более — прямые или косвенные отказы в госпитализации или каких-то форм лечения. Возраст — не приговор, а значит, при любом ухудшении самочувствия должен быть поставлен диагноз и даны назначения. Если не так — обращайтесь на горячие линии Минздрава и региональных подразделений, в Росздравнадзор или хотя бы к главврачу. А при притеснениях на работе тоже есть трудовая инспекция и её горячие линии.
В остальном универсальных рецептов нет. Но по ним и не построишь отношения в семье, в коллективе, среди соседей и знакомых. Победить эйджизм можно, если каждый из нас будет знать свои права и отстаивать их, если мы приучим остальных уважать наше время, пространство и личные интересы.