Как работают антитела и нужны ли привитым маски: главные вопросы о вакцине
4 минуты
28 июня 2021
Число заразившихся коронавирусом резко выросло, власти заявляют о готовности вводить новые ограничения — но многие россияне не спешат делать прививку. У них остаются вопросы, как работает препарат, будет ли он эффективен против мутировавшего вируса, что делать переболевшим. Ответы на эти и другие актуальные вопросы в ходе прямой линии Сбера по вакцинации дали эксперты — медицинский директор сервиса СберЗдоровье Владислав Мохамед Али и руководитель референсного центра по коронавирусной инфекции НИЦЭМ им. Н.Ф. Гамалеи Владимир Гущин.
— Довольно популярен тезис: «не буду вакцинироваться — лучше переболеть и получить естественный иммунитет». Насколько это оправданно?
Владислав Мохамед Али: Иммунитет после болезни не является гарантией, что человек больше не заболеет. Ещё год назад, прошлым летом, регистрировались случаи, когда переболевшие люди снова заражались. Есть статистика, которая показывает, что через три— шесть месяцев количество антител может сойти на нет. Недавно нам встретился непривитый пациент, который заразился в третий раз.
Вакцинация — надёжный щит. Она даёт более устойчивый иммунитет. Мы точно пока не знаем, сколько он будет держаться, — это покажет время. Но надеемся, что по крайней мере несколько лет.
 
— Я переболел, и у меня высокий уровень антител. Когда мне делать прививку?
Владислав Мохамед Али: Сейчас официальная инструкция гласит, что прививку можно делать через полгода после болезни. Но можно сделать её и раньше, если немного отойти от инструкции. Думаю, что производители вакцин скоро придут к тому, что большое количество антител не является препятствием для вакцинации. Сроки через какое-то время скорректируют. Даже вскоре после того, как человек переболел, можно дополнительно увеличить защитные силы организма.
Владимир Гущин: Раньше предлагали подождать с вакцинацией полгода после болезни. Тогда стоял вопрос приоритета. Если вы перенесли болезнь, иммунитет так или иначе сформировался, пусть и не самый устойчивый. Нужно было вакцинировать в первую очередь тех, у кого совсем не было никакой защиты. Сейчас ограничений нет.
 
— Я привился, но у меня низкий уровень антител. Что делать?
Владислав Мохамед Али: Количество антител не вырастает сию секунду после прививки. Нужно понимать, что и на следующий день после вакцинации их не будет. У каждого свои особенности организма, и рост может быть не линейно вверх, а определёнными волнами. Имеет смысл смотреть (уровень антител. — «АВ») примерно через месяц после второй вакцинации.
Но в целом уровень антител не означает, что у человека выработался или не выработался иммунитет. Есть исследования, которые говорят, что антител может вообще не быть, но при этом иммунная защита уже существует. Данные противоречивые, и исследователи между собой дискутируют, стоит ли вообще смотреть на антитела. Также нет понимания, какой именно титр является защитным. Потому что у человека с маленьким количеством антител иммунная защита может работать очень хорошо.
 
— Работают ли российские вакцины, в частности «Спутник V», против иностранных штаммов коронавируса: индийского, британского, бразильского?
Владимир Гущин: Сейчас в мире нет такого варианта вируса, чтобы какой-то из препаратов, используемых для массовой вакцинации, полностью перестал работать. Есть вызывающие опасения публикации о том, что может снижаться вирусонейтрализующая активность антител, и действие вакцины относительно разных штаммов может отличаться. Но вакцины по-прежнему защищают от самых тяжёлых и летальных случаев.
 
— Правда ли, что в вакцинах от коронавируса содержится белок, вызывающий тромбоз?
Владимир Гущин: Типичное заблуждение: вирус вызывает тромбоз, значит, и вакцина может вызывать тромбоз. Это не так. Были сообщения по некоторым зарубежным препаратам о том, что наблюдается редкий вид тромбоза. Этих случаев очень мало — один на 2 млн человек. И со «Спутником» ничего подобного не наблюдается, хотя уже применено достаточное количество доз, чтобы выявить таких пациентов. Бояться совершенно нечего, никаких специальных механизмов, которые могли бы вызывать тромбоз, там нет. 
 
— Я привился — значит, можно маску не носить?
Владислав Мохамед Али: Во-первых, иммунитет после прививки вырабатывается не сразу. Во-вторых, вакцина не работает как репеллент: если вы привились, это не значит, что у вас на слизистой не будет вируса. Вы можете встретить больного человека, вирус окажется у вас на слизистой, и вы на какое-то время станете заразным. Ваш организм быстро справится с вирусом и выведет его. Но тем не менее контакт возможен, а вакцина не создаёт защитный купол, она — не скафандр. Поэтому все правила предосторожности для привитых сохраняются.
Владимир Гущин: До достижения коллективного иммунитета маски лучше не снимать. Когда коллективный иммунитет будет достигнут, естественным образом заболеваемость и смертность снизятся. И тогда отпадёт необходимость ходить в масках.
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300