Чужие в хате: воспоминания об оккупации Воронежской области
8 минут
07 мая 2021
«Активный возраст» публикует воспоминания жительниц Богучарского района Воронежской области, который был занят войсками Германии и Италии с 10 июля по 19 декабря 1942 года. Этими историями с нами поделилась кандидат филологических наук, старший научный сотрудник РАНХиГС Надежда Рычкова.
В этом году Россия празднует 76 лет со дня окончания Великой Отечественной войны. Очевидцев остаётся всё меньше, а события тех лет воспринимаются всё схематичнее. Мы празднуем Великую Победу, но не забываем, какой ценой она досталась нашим предкам. Помните, как дети во дворах затирали свастику, если кто-то рисовал её мелом? Помните, как взрослые приговаривали: «Лишь бы не было войны»? Истории четырёх военных лет — неважно, с фронта или из тыла, из плена или с завода — объединяли нас и продолжают объединять сегодня, став книгами, фильмами, песнями. Больше всего мы знаем об операциях Красной армии, великих полководцах, партизанах и отважных подростках. Меньше — о тех, кто самоотверженно работал в тылу, растил детей, пахал землю и выживал.
Сегодня расскажем, как был устроен быт женщин, в домах которых квартировали оккупанты. О чём они рассказывали детям, которые тоже жили в захваченных деревнях. Самая старшая из тех, с кем мы беседовали, родилась в 1935-м, то есть в тяжёлом 1942-м ей было семь лет. Остальным — ещё меньше, но они помнят рассказы матерей и не могут без слёз говорить о своём детстве. Удивительно, но голодные, уставшие и притеснённые, женщины не были озлобленными, ценили добро, помогали своим, молились о спасении и верили в победу.
Екатерина Тихоновна из села Дьяченково вспоминала, как её, полуторагодовалую, отдали бабушке: немцы, занявшие их дом, не выносили детского плача. Во время очередной бомбёжки умерла её маленькая сестричка — прямо в колыбельке ребёнка засыпало осколками стекла. Однажды голодным детям, которые в страхе жили на печи, пока в хате хозяйничали чужаки, достались пирожки, приготовленные для немцев. Вот эти истории от первого лица.
О разлуке с родителями
«У нас в хате стояли немцы, мне тогда было полтора года. Я плакала, не ходила ещё. Я ведь до трёх лет не ходила, вот такое пузо было от голоду — какое там у матери молоко было. А он (немец. — «АВ») сказал: «Не ныть. Будет плакать маленькая — тук». По-немецки. Мать говорит: «Ну что делать, что делать?» А батька прятался (у меня батька инвалид был). 
Она пошла (к бабушке. — «АВ») и говорит: «Что ж мне, мать, делать?» — «Да неси». А у них немцы не стояли: хата меньше, а у нас — две комнаты. Так они меня взяли да в чемодан положили, как я заснула — и перенесли до бабушки. И я там была, пока начальник тут был».
О смерти сестры
«После немцев австрийцы стояли, и стали бомбить из-за дома, наши стояли (это мамка рассказывала). Так оно как ударило, орудие, так стёкла как полетели, она [сестра] в люльке лежала — сколько ей было, Шурочке, не знаю. 
Засыпало её стеклом, она глотнула, наверное, стекла — и умерла. Так австрийцы вручную пошили рубашечку ей и гробик сделали и похоронили. И сами несли. Эти были хороши — мать говорила».
О пирожках
«Мамка рассказывала: строгие немцы такие были. Пристали: «Испеки пирожки нам». Муки дали ей. Сковорода здоровая была у нас. Мать учинила, пирожки напекла. Ей всего дали: и муки, и всего. И один стоял наблюдал, чтоб детям ничего не подала. Мать только первую сковородку вытащила и хотела с чаплийкой (сковородник. —«АВ») нести на стол. А он как выхватил, думал, может, на печь понесёт, а сковородка-то горячая. И он обжёг руки. 
Дак он мамку как побил! Схватил ту чаплийку и бил мамку. А пирожки все испортилися, а мать их — под припечек (выемка снизу в русской печи, куда клали дрова. — «АВ») ногами. Тогда напекла ещё и сказала: «Неходите сюда, я понесу сама». А то ещё схватят. Понесла сковородку, на стол поставила, дык они горячие хватали вовсю. 
Они поели и пошли, а мать эти пирожки из-под припечка достала нам. А их с десятка на ту сковородку входило, пообтирали — да и поели с радостью».
В Купянке женщины размышляли о человеческой природе, говорили, что среди постояльцев были разные люди, как и везде: и хороших, и плохих хватало. Получился длинный разговор: каждая рассказала свою историю. Раиса Михайловна вспомнила, как они семьёй жили в подвале — хозяйственной постройке во дворе, пока дом занимали немцы. И даже за водой приходилось обращаться к ним. Мария Ивановна поделилась историей о страшном пути из Ворошиловграда до Полтавки, её родного села, под разрывами снарядов. О встрече с немцами и сожжённой хате. Нина Андреевна рассказала о жестокой казни советского разведчика на глазах у детей. 
О том, как ходили к немцам за водой 
«Какие у нас люди, такие и у них. Есть хороши, а есть скверны. Вот у нас стояли в хате, а мы в подвале(постройка во дворе. — «АВ») сидели. Я ж с 1935-го года. Я захотела водички. А в подвале ж воды нет, мамка повела меня в хату. А немцы ж там, и он говорит с удовольствием: «Матка, давай, давай, водички надо». Хороший. 
Только попила водички — и самолёт… В огород упала бомба. Как только мы живы остались! Маму в один угол кинуло, меня — в другой. 
Выйдешь на улицу — они, как снопы, лежат, итальянцы, побиты, по всей улице».
О том, как отпустили с Богом
«Мамка нас с Ворошиловграда на тележке везла, с сестрой. «Бомбят, — рассказывает, — свистит всё. Мы молимся с сестрой, чтоб, если побило, так всех разом. Никого не побило.
Идут немцы: «Киндер, киндер» — на меня [показывают], я ж маленькая. 20 июня я родилась, там и война началась, мне сколько? Показывает [немец]: «У меня трое». Это мама уже рассказывала. Надавали нам кушать — и идите, говорят, с Богом». 
Пришли до дому, в Полтавку, а немцы хату спалили (сегодня приехали, а они вчера спалили дом). Ходили, скитались по соседям — не дай Господь».
О казни разведчика
«Одна женщина рассказывала. Они жили на краю села, и шли два разведчика зимою на лыжах. А уже немцы у нас здесь были. И вот они в дом зашли, спросили, как здесь околицей пройти. Они им рассказали, как, что. И один успел пройти, а второй разведчик не успел — немцы его усекли. Они его забрали. Это ж, естественно, ночью было. А наутро связали его живьём, обложили кизяками — сухим навозом — и специально подпалили.
Подростки ж стали выходить, 15, 17 лет, и они его живьём спалили на глазах у подростков. И что ж эти подростки? Что они решили? У нас вот здесь кладбище, а здесь немцы поставили свою технику. А вот эти ребята, чтобы отомстить за этого разведчика, ночью попрокалывали в ихней технике шины, а они их не заметили. Наши ребята остались живы. Но вот какая жестокость — <…> это показать у детей на глазах».
Ну и, конечно, вспоминали об освобождении, о встрече со своими. Семья Раисы Михайловны с тревогой ждала, кто же постучится в хату.
О своих и сахаре
«Как удирали они, как наши заступали, я это помню. Значит, снегу-у-у много, страшно. Мама рассказывала. Брат был старший с 1929-го [года], Васька: «Васька, что-то по снегу кто-то шевелится, кто-то идёт». Мы сразу оделись: если немцы, мы хоть выскочим.
Бомбёжка — и всё. Потом бомбёжка прошла, она нас раздевает опять, сидим уже в хате. Васька встал и вышел ночью до окна. Они в белых плащах и по снегу лезут, как-то за домом встали, что из окна их не видно. Вот слышим разговор. И мамка говорит: «Васька, наверное, русские, по-русски балакают». Молится, крестится, бедняжка, говорит: «Если ж пройдут сейчас, значит, ещё поживём». 
Потом смотрим — прошли. Мы тоже бегаем следом, шаркаем. Мамка с Васькой бегают, и мы следом. Четыре человека пошли до Полтавской через огород, четыре человека — до нас, стукают. Мамка: «Кто там?» А он: «Свои,хозяйка, открывай». Значит, русские. Мамка открыла, они зашли, мешки поскидали, окна позапирали. Трое лежат, а двое на дворе дежурят. Нам сахару насыпали в сковородку на печи. Рады были страшно: что такое сахар, и не видели. 
Переночевали и пошли».
О тыквенной каше для немцев
«А немцы вперёд этого, видно, знали, что наши гонят. Как начали хватать что есть! Муки привезли, булок испечь просят, чтобы взять. «Русь, русь, нам капут, капут нам!» — кричат. Ну мама и сестра вот такие пампушечки напекли. «Засушены, — кричат, — засушены». 
Они — до нас бежать. А мама такой чугун, как ведро, наварила каши гарбузовой, ну с тыквой. Так они хватают кашу ту в котелки — и бежать. Как же они бежали, бедняги. Умирать никто не хотел».
Немцы и их союзники были в каждой деревне, Мария Мироновна из Полтавки вспоминала, как итальянцы разорили хозяйство, заняли дом, а её семью выгнали. А потом было долгожданное наступление Красной армии и восстановление разорённых деревень. 
Об итальянцах в родной хате
«Я маленькой была ещё, итальянцы шли до нас. Мы сидим там с бабушкой, сестра и я — нас две было у матери — сидим на печи и глядь — идут итальянцы, идут и в хату заходят. Мы боимся, плачем, а бабушка нас уговаривает. Но они, правда, ничего, вошли. «Киндер, киндер, марш отсюда!» — выгоняют детей. И нас в другую хату выгнали, а сами в этой хате остались. И что же они делают: курей, какие были, возьмут, порубают и потрошат. И всё там делают, а сказать нельзя ж. Это 1942-й… Мне три года было. А ведь помню, как они входили, как они были в хате».
О наступлении Красной армии
«Помню, как они отступали. Вот тут Купянка и гора. С купянской горы наши наступали, шли наши. Как же их гнали! Там речка у нас, и через речку прям болото. Набило их! Так сапоги были, там бегали: ходить же не в чем, люди бегут, чтобы снять. И стягивали с убитых, и так подбирали. Мать не ходила: бабушка переживала, что убьют её».
***
Тексты адаптированы, женщины говорили на диалекте. Истории записали Н.Н. Рычкова, Е.Е. Левкиевская, Ю.Н. Наумова в сёлах Богучарского района Воронежской области в 2015 году. Материалы хранятся в личном архиве собирателей.
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300