Почему влюблённость в зрелом возрасте считается чем-то неприличным, а люди, которые вступают в брак уже на пенсии, нередко сталкиваются с осуждением? В прокат выходит «Земля Эльзы» — фильм о поздней любви по пьесе Ярославы Пулинович (в главных ролях — Ирина Печерникова и Вениамин Смехов). «Активный возраст» поговорил с режиссёром картины Юлией Колесник о съёмках в экспедиции, фестивальных показах и о том, как внутренняя свобода позволяет человеку увидеть мир по-новому.
— Как вы познакомились с пьесой «Земля Эльзы» Ярославы Пулинович? Чем вас привлёк этот текст?
— Я нашла пьесу в журнале «Искусство кино», когда искала сценарии. Я знала, что по этой пьесе идут постановки в театре, но не видела их. Прочитала текст, и что-то в истории меня зацепило, не отпускало — я всё время мысленно к ней возвращалась и представляла себе, как это можно снять. Для меня эта пьеса не просто о поздней любви — она об обретении свободы. Несмотря на то что главные герои — взрослые люди, они не свободны в своих решениях и как будто бы не распоряжаются своей жизнью, хотя любой человек имеет на это право. Эта мысль оказалась очень близкой для меня, и я решила, что на основе пьесы можно создать кинокартину.
— Вы никого не пробовали на роль главной героини, кроме Ирины Печерниковой, которая давно не снималась в кино. Сразу представляли себе в кадре именно эту актрису?
— Всё-таки мне потребовалось какое-то время, чтобы принять решение. Возраст главной героини нашего фильма — не самый простой возраст для актрисы. Мы поняли, что хотели бы видеть в кадре кого-то из звёзд советского кинематографа. Смотрели на разных актрис, а потом моя мама напомнила мне о фильме «Доживём до понедельника», который я очень любила, но давно не пересматривала. Так мы вспомнили об Ирине Викторовне. Когда мы встретились и поговорили, для меня сразу стало понятно: мы нашли актрису.
— Ирина Викторовна быстро согласилась?
— Сначала мы общались, обсуждали идеи. Она колебалась и спрашивала меня: «Вы уверены? Может быть, хотите ещё кого-то посмотреть?» Она сомневалась не потому, что ей не понравился материал, — думаю, таким образом она хотела убедиться в моей уверенности. До начала съёмок мы проводили репетиции, ставили Ирину Викторовну в пару с Вениамином Борисовичем Смеховым, которого в главной роли я представила себе практически сразу.
— Очень многие сцены фильма сняты на фоне пейзажей — как с открытки. Как вы подбирали место для съёмок?
— Я сразу в сценарии прописала место действия — Алтай. Для истории было важно, чтобы героиню окружала какая-то невероятная красота, и в то же время, чтобы это место соответствовало историческому контексту. Семья Эльзы — немцы, депортированные с Поволжья, — значит, локацию для съёмки нужно было подобрать такую, куда действительно ссылали. Мы выбирали между Сибирью и Горным Алтаем и остановились на втором варианте, потому что там совершенно потрясающая природа и бесконечные просторы.
Мы съездили на Горный Алтай на выбор натуры, и меня это место поразило ещё тем, что там очень чистые сёла и деревни, очень симпатичные и ухоженные. Там нет ощущения этой безнадёги «русской вымирающей деревни». Несмотря на то что туда не просто добираться и у нас даже была мысль найти что-то похожее на Алтай, но поближе, — мы добрались и всё съемки провели в экспедиции. Вообще мне очень нравится снимать именно в экспедициях, когда вся команда несколько недель живёт общей жизнью. Это очень поддерживает.
— Дома героев в фильме — настоящие или это декорации?
— Мы очень благодарны жителям посёлка Онгудай, потому что нас пускали к себе домой, в свои дворы. Жильё главных героев — это реальные дома. Мы буквально стучались и уговаривали, и нас впускали, а художнику позволяли перекрасить стены ради кино. Мы ничего не снимали в павильонах. Клуб, где хор бабушек репетирует песню «Felicita», — это настоящий сельский клуб. Магазин — реальный сельский магазин. Некоторые местные жители стали артистами массовых сцен, и часть бабушек, которые поют в хоре, — это бабушки из настоящего сельского хора.
— Сцены, снятые на природе, контрастируют с домашними, где родственники и соседи Эльзы собираются на поминках её мужа, где нужно соблюдать траур и прятать новые туфли на каблучке.
— Да, приятно, что этот контраст заметен. Мы показываем героиню, которая жила среди всей этой красоты, но природа была для неё всего лишь фоном. Когда Эльза начинает чувствовать себя по-настоящему свободной и впервые встречает настоящую любовь, она вдруг начинает видеть красоту окружающего её мира.
— Кино уже показали на нескольких фестивалях, в том числе в Германии, Мексике и Южной Корее. Как встретили картину?
— К сожалению, из-за пандемии я не присутствовала ни на одном показе в других странах, была только на фестивале в Благовещенске. Так что у нас не получилось пожить той счастливой фестивальной жизнью, когда режиссёр с актёрами выходит на сцену после показа и начинается живое общение с залом. Жалко, ведь это один из самых приятных финальных этапов выпуска картины. Но мы знаем, что фильм принимают очень хорошо, — мы несколько раз получили приз зрительских симпатий.
— Вы снимаете не только игровое кино, но и документальные фильмы. Когда подбирали тему для игровой картины в этот раз, вам хотелось поработать над какими-то конкретными творческими задачами?
— Я думаю, что когда ты в поиске, то не нужно себя заранее ограничивать. Нужно быть просто открытым к историям и ждать, улавливать «вибрации», которые возникают в душе от прочитанного материала. Работая над большим кино, мне важно чувствовать, что тема меня по-настоящему трогает и тревожит. Мне интересно работать с героями, которые находятся в сложных обстоятельствах и могут выжить именно благодаря тому, что они внутренне свободны. В современном мире это очень актуально.
— Как вы считаете, почему стремление к этой внутренней свободе и лёгкости в позднем возрасте часто осуждается другими?
— Я уверена, что многие слышали от своих знакомых такие слова: «Моя бабушка совсем с ума сошла — влюбилась и собирается замуж». Я думаю, это стало частью нашего менталитета — пожилые люди из жизни как будто бы выпадают и сидят дома. Когда приезжаешь в Италию, обращаешь внимание на тусовки бабушек и дедушек в ресторанах. Они хохочут, пьют вино, едят пасту и пиццу. От них исходит кипение жизни. Понятно, что есть много факторов, которые этому мешают у нас, в том числе экономических. Но ведь нет такого возраста, в котором жизнь вдруг должна остановиться. Мы все знаем, когда она останавливается по-настоящему, и это никак не связано с возрастом. Эта тема довольно отчётливо звучит в фильме, все соседки главной героини говорят: «Такова бабья доля — будешь доживать теперь». А ей не хочется «доживать» — хочется продолжать жить и испытывать новые чувства.
Собираясь в кино, не забывайте о введённых из-за пандемии коронавируса ограничениях и мерах предосторожности. Во многих российских регионах действует правило о неполной заполняемости залов, нужно надевать маски и перчатки, а также соблюдать социальную дистанцию. Зрителям старше 65 лет или страдающим хроническими заболеваниями лучше поход в кино отложить.
Использован трейлер кинофильма «Земля Эльзы» (12+), правообладатель ООО «Спутник Восток Продакшн», авторы сценария: Юлия Колесник, Александр Русаков, режиссёр Юлия Колесник, композитор Антон Силаев, в главных ролях: Ирина Печерникова, Вениамин Смехов, Анна Уколова.