Экономика блога: как на нём заработать
8 минут
01 марта 2021
Блоги, или публичные дневники, — распространённое хобби не только среди молодёжи: многим популярным российским и зарубежным блогерам уже за 50, а то и за 80. Может ли обычный человек стать звездой блогов и получать от ведения сетевого дневника доход? Безусловно! Но в блогинге есть свои подводные камни. О том, как их обойти, рассказывают генеральный директор компании 101StartUp Михаил Гуревич и автор блога «Заметки бабушки Вали» 87-летняя Валентина Кулешова.
1. Нужно ли быть богатым и знаменитым, чтобы раскрутить свой блог?
Нет, это совсем необязательно. А вот вкус к общению, к работе с аудиторией надо иметь непременно, иначе блог заглохнет, не успев начаться. «Часто успешными блогерами оказываются бывшие технари, люди, которые много лет работали на непубличных должностях, но в душе у них осталась нереализованная творческая жилка», — считает Михаил Гуревич. 
Точно так же подходит к своему блогу Валентина Кулешова. «Я с самого начала вела блог для души и общения, — говорит она. — Я не ставила себе цель заработать и вообще не оцениваю его как какой-то бизнес». Тем не менее сегодня у её блога более 31 тысячи подписчиков.
Блог — это образ жизни. Чтобы набрать и удержать свою аудиторию, им надо заниматься постоянно, регулярно выкладывать новые материалы, и если к этому не лежит душа, блог станет очередной нелюбимой работой, от которой захочется поскорее избавиться. 
2. С чего начать?
Для начала следует определиться с форматом блога. «Кто-то любит создавать большие тексты — для них отлично подходит формат «Яндекс.Дзена», — рассказывает Михаил. — Другим ближе фото, видео, аудиоподкасты, и для каждого из этих форматов существует своя платформа. Можно их совмещать — к примеру, многие совмещают видеоблоги в YouTube и в Instagram». 
Определяясь с тем, на каких материалах — текстовых, фото-, аудио- или видео- — сделать акцент, необходимо ориентироваться не только на свои вкусы, но и на технические возможности. Современная аудитория блогов привыкла к качественному контенту, и дрожащее видео, снятое с рук, не увлечёт её надолго. Для съёмок видео потребуется не только качественная камера, хотя бы в смартфоне, но и световые приборы, стойки под камеру для съёмок с разных поверхностей и под разным углом, микрофоны-петлицы и, разумеется, умение пользоваться всем этим техническим разнообразием. 
Подумайте, кто сможет помочь вам с технической стороной проекта. Может быть, за это возьмётся кто-то из родных? К примеру, 85-летней Валентине Гламаздиной из Приморья, автору Instagram-блога bab_valya, насчитывающему более 52 тысяч постоянных подписчиков, помогает внук Сергей Гарин, тоже увлечённый блогер. 
3. Как выбрать окупаемую тему для блога?
Выбирая тематику блога, в первую очередь ориентироваться следует на собственные интересы и возможности. Сюжеты вам придётся выдавать, можно сказать, ежедневно, так что тема должна вам нравиться и при этом быть достаточно знакомой, чтобы вы могли находить сюжеты, темы и экспертов, не заглядывая в «Википедию». Лучше увлекательно и со знанием дела рассказывать о тонкостях уборки квартиры, чем рассуждать о классической музыке по учебнику для первого класса музыкальной школы. 
Есть и ещё кое-какие тонкости. «Прежде чем начать блог, посмотрите, какие аналоги есть в Сети, — советует Михаил. — Если их нет — не радуйтесь, что нашли уникальную нишу. Наоборот, это значит, что ваша идея, скорее всего, не востребована. Лучше быть одним из многих на активном рынке, чем застолбить за собой нишу, которая никому не нужна. Посмотрите, какие форматы используют другие блогеры, как подают материал, кто у них рекламируется, — это будет вашими ориентирами». 
4. Ну вот, у меня есть блог! Можно начать зарабатывать?
Торопиться с заработком не следует. «Слишком активно заниматься монетизацией — означает свести на нет перспективы развития, — считает Михаил Гуревич. — Если в блоге начинается засилье рекламы, аудитория уходит. Подождите, пока блог достаточно раскрутится.
Количественные показатели не всегда будут показателем рекламной ценности — к примеру, если производителям товаров массового спроса нужна только миллионная аудитория, то продавцам, скажем, премиальных автомобилей достаточно небольшого, но точного охвата. 
И всё же не стоит гнаться за рекламой, пока постоянная аудитория не достигнет примерно 10 тысяч посетителей в месяц. Тогда начинайте экспериментировать. Сначала можете даже брать её бесплатно — чтобы наработать портфолио и иметь на руках реальные доказательства того, что реклама в вашем блоге будет работать. Поначалу ваш доход будет совсем небольшим — может быть, 1–2 тысячи рублей за месяц. Не переживайте и продолжайте работать над блогом. Помните: это только начало». Согласна с таким подходом и Валентина Кулешова. «Сначала заручитесь подписчиками, предложив им интересную тему блога, — призывает она. — И тогда рекламодатели постучатся».
5. На чём вообще зарабатывают блогеры? 
Зарабатывать на блоге можно только за счёт рекламы. Гонорары блогерам от блог-платформ — не более чем городские легенды: деньги за тексты могут предлагать лишь в очень редких случаях и только очень известным либо чем-то уникальным блогерам. Другое дело, что реклама в интернете очень разнообразна по формам — от прокрутки баннеров через баннерообменные сети до партнёрских программ, в которых блогеры рассказывают о товарах и услугах, предлагая читателям активные ссылки и скидки. 
У каждого вида рекламы и у каждой платформы — свои особенности и свои форматы рекламы. «На «Яндекс.Дзене», YouTube, отдельных авторских блогах-сайтах максимальные доходы делаются с помощью контекстной рекламы, на YouTube также выгодна рекламная интеграция, впрочем, как и в Instagram, — говорит Михаил Гуревич. — Но в целом всё зависит от блога, количественных и качественных показателей аудитории, тематики. Видов рекламы в блоге множество — партнёрская, контекстная, тестимониалы (то есть рекомендации, например, от других известных блогеров. — «Активный возраст»), баннеры, рекламные врезки. Большинство из них достаточно трудоёмки в работе, так что блогеру, особенно только осваивающему монетизацию своего ресурса, проще работать через агентство».
6. Что это за агентства такие? И где их найти? 
Сегодня множество рекламных и коммуникационных агентств специализируются на размещении рекламы в блогах. Если ваш блог достаточно посещаем, интересен и уникален, любое агентство с удовольствием будет работать с вами. Агентство избавит вас от необходимости искать рекламодателей, перелопачивать горы маркетинговой информации и осваивать не всегда простые технологии настройки рекламы. 
Впрочем, иногда блог-платформа сама берёт на себя функции агентства — как, например, «Яндекс.Дзен». Здесь, если ваш блог набирает не менее 10 тысяч минут просмотра на протяжении семи дней, вы имеете право подключить внутреннюю монетизацию — и тогда система сама будет включать в ваши публикации рекламные блоки, переводя вам деньги за показы. Особо интересные и уникальные блоги «Яндекс.Дзен» продвигает и рекламирует самостоятельно — можно считать это дополнительным гонораром для успешного блогера. 
7. А может, проще искать рекламодателей самому и не платить агентству? 
Если вы уверены в своём блоге и знаете, какие компании будут заинтересованы в аудитории вашего блога, можно выходить на рекламные биржи или искать рекламодателей самому. «Сейчас в Сети много специализированных рекламных бирж, куда вы можете выйти со своим предложением, обозначив собственную цену, — советует Михаил Гуревич. — На некоторых платформах, например «ВКонтакте», есть собственные биржи рекламы, устроенные по тому же принципу. Можно обращаться в компании напрямую — сейчас уже, наверное, все работают с блогерами».
8. А может быть, стоит только подождать — и рекламодатели придут ко мне сами?
«Так бывает, — говорит Михаил Гуревич. — Правда, для этого блог должен быть достаточно раскрученным, с уникальным контентом, который точно попадает в нужную рекламодателю нишу. Хотя бывает по-разному — иногда компания может разместить рекламу в блоге, от которого, к примеру, без ума жена владельца бизнеса». 
О том, что популярный блог сам притягивает рекламодателей, свидетельствует и опыт Валентины Кулешовой. «Они находят меня, пишут мне в «директ», — говорит она. — Я очень многим отказываю. Но если тема и человек понравились, помогаю».
9. Интересны ли рекламодателям блоги людей старшего возраста?
Да, безусловно. К примеру, по оценкам агентства Dash Hudson, стоимость рекламного поста в блоге Бадди Винкл, 86-летней блогерши из Лос-Анджелеса с без малого двумя миллионами подписчиков в Instagram, может достигать 10 тысяч долларов. Как показывает пример Валентины Кулешовой, в России у блогеров старшего возраста перспективы тоже есть. «Чаще, конечно, рекламодателей интересует молодая аудитория, — говорит Михаил Гуревич. — Но есть ниши, в которых они ориентируются именно на старшее поколение. Это прежде всего всевозможные товары для здоровья, биодобавки, процедуры, способствующие здоровью тела и разума. Часто рекламодатели апеллируют к пожилым людям как к инфлюенсерам, к чьему мнению молодое поколение будет прислушиваться, — к примеру, если речь идёт о покупке квартиры или об образовании». 
10. Как найти своего рекламодателя? 
Прикидывать, кто может давать в ваш блог рекламу, лучше ещё до того, как вы начали наполнять блог материалами, советует эксперт: «Подумайте, каким компаниям может быть интересна аудитория вашего блога, посмотрите, где и какую они дают рекламу, какова их философия и ценности.
Постарайтесь сделать так, чтобы имидж вашего блога в целом соответствовал философии потенциальных рекламодателей». Разумеется, это не значит, что вы должны читать мысли рекламодателей — просто, наверное, в блоге об автомобилях вряд ли стоит ратовать за запрет на передвижение по городу для техники с бензиновыми двигателями, а в блоге, посвящённом ЗОЖ, будут неуместны фотографии с традиционных пятничных посиделок с пивом и свиной рулькой. Всеядность блогера производит неприятное впечатление на аудиторию, так что ваши ценности тоже важны. Валентина Кулешова об этом не забывает. «Я люблю трудолюбивых людей, любящих свое дело, — рассказывает она. — И ещё — оцениваю, смогу ли донести до подписчиков ценность предлагаемой рекламы, нужно ли это людям».
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300