Коты поселились в Зимнем дворце в Петербурге, помещения которого сейчас занимает Эрмитаж, практически со дня его основания. По легенде, первого из них привёз Пётр I. Его дочь Елизавета Петровна во время своего правления издала «Указ о высылке ко двору котов», приказав привезти животных в столицу из Казани. Позже Екатерина II, при которой во дворце появилась первая коллекция живописи, пожаловала им статус «охранников картинных галерей».
Эрмитажные коты и кошки стали таким же символом Петербурга, как вороны Тауэра — Лондона. Директор музея Михаил Пиотровский в интервью «Литературной газете» в 2014 году говорил: «У нас интервью и съёмки по поводу котов не реже, чем про Рембрандта». А в 2016 году британская газета The Telegraph внесла их в список мировых достопримечательностей, которые непременно надо увидеть.
Сейчас в эрмитажных подвалах живут около 50 котов и кошек. Их основная задача та же, что и несколько веков назад — охранять здание от грызунов. Для котов создана целая программа по уходу: животных регулярно осматривает ветеринар, их кормят сухим кормом, который закупают на деньги благотворителей, у каждого есть свои миска и корзинка для сна.
Ко Дню Эрмитажа, который отмечается на этой неделе, «Активный возраст» собрал пять примечательных фактов об обитающих в этом музее котах.
Невидимые стражи
Эрмитажных кошек и котов можно редко увидеть в музейных залах, вход туда им закрыт. Обитают животные в разветвлённой сети подвалов протяжённостью почти 20 километров, а в тёплое время года выходят погулять во двор. Исключение для них делают в День эрмитажного кота — это официальная праздничная дата в календаре музея, — который отмечают в конце апреля или начале мая. В этот день животные могут беспрепятственно разгуливать по залам, а посетители — заглянуть к ним в гости в подвал.
Эрмитажного кота можно забрать домой
Михаил Пиотровский установил музейный лимит в 50 кошек, поэтому «излишки» время от времени отдают в хорошие руки. Но первому встречному животное не доверят. Работники Эрмитажа проверяют потенциальных владельцев и проводят с ними собеседование. Приоритет отдаётся семейным парам, а вот жителям коммуналок, скорее всего, откажут. Но эти сложности компенсируются — новые хозяева получают сертификат «Владелец эрмитажного кота», который даёт право посещать музей бесплатно.
Чудесное спасение Ван Дейка
Однажды кошке удалось проникнуть в систему старинных вентиляционных каналов Эрмитажа, по ходам внутри стен она взобралась до второго этажа. В районе зала фламандского живописца Антониса Ван Дейка она поняла, что не может выбраться, и начала истошно кричать. Зов о помощи услышали работники музея. Они попытались выманить животное, которое могло погибнуть в вентиляционной системе. К счастью, всё закончилось хорошо, кошке удалось найти путь на волю. Правда, заняло это почти неделю. После чудесного спасения кошка получила кличку Ван Дейк.
Эрмитажная Ванга
Глухой от рождения эрмитажный кот Ахилл помимо охраны музея от мышей «работал» предсказателем итогов футбольных матчей. Он давал прогнозы о результатах игр Кубка конфедераций в 2017 году, а в 2018-м был оракулом проходившего в России чемпионата мира по футболу. На ЧМ ему удалось угадать победителя четырёх матчей из восьми. Перед Ахиллом ставили две одинаковые миски с кормом и изображением флагов стран — участниц чемпионата. Свой прогноз кот делал, выбирая, из какой поесть в первую очередь. Вероятно, именно глухота позволила Ахиллу стать знаменитостью: во время публичных мероприятий он испытывал меньше стресса, так как ничего не слышал.
Неожиданное наследство
В начале декабря этого года Михаил Пиотровский рассказал, что музейным котам оставил наследство некий гражданин Франции. Сотрудники музея узнали об этом, когда к ним обратились распорядители завещания. Выяснить, что подтолкнуло мужчину к такому жесту и бывал ли он вообще в Петербурге, не удалось. Сколько денег оставили котам, в Эрмитаже не уточнили, сказав лишь, что речь идёт о «небольшой сумме». Вся она будет потрачена на ремонт музейных подвалов, где обитают коты.