Снижение восприимчивости к антибиотикам — одна из самых серьезных угроз для человечества. Микробы вырабатывают устойчивость к лекарствам, которые годами были золотым стандартом лечения опасных инфекций. И помогают им в этом сами люди, которые принимают все больше антибиотиков, ошибочно считая их панацеей от всех болезней и даже средством профилактики.
За всю историю от инфекций погибло больше людей, чем на полях сражений. Открытие пенициллина в середине прошлого века произвело революцию в мировой медицине. Благодаря антибиотикам удалось снизить смертность от инфекционных болезней и увеличить продолжительность жизни. Но со временем многие лекарства перестают работать так же хорошо, как и раньше. Дело в том, что у патогенных микроорганизмов развивается устойчивость (то есть резистентность) к препаратам. Лекарство то же — однако на возбудителя заболевания оно больше не действует. Или действует, но гораздо слабее. К новым медикаментам болезнетворные бактерии тоже быстро привыкают и вырабатывают систему защиты. И чем больше антибиотиков мы пьем, когда без них можно было обойтись, тем больше вероятность, что они не сработают, когда будут жизненно необходимы.
Резистентность к антибиотикам ставит под вопрос не только перспективу лечения болезней, которые на протяжении десятилетий не считались опасными, но и собственно выживание человечества. В 2015 году только в Европе было выявлено 670 тысяч устойчивых к антибиотикам возбудителей инфекций. Просто из-за отсутствия эффективных лекарств умерли 33 тысячи человек. Сейчас, из-за того что микробы перестали реагировать на антибиотики, ежегодно в мире умирают до 700 тысяч человек, говорит главный внештатный специалист-эксперт Росздравнадзора в ЦФО, завкафедрой общей и клинической фармакологии РУДН, профессор Сергей Зырянов.
Проблема может стать для человечества не менее актуальной, чем рак, считает главный внештатный специалист Минздрава по клинической микробиологии и антимикробной резистентности, президент Межрегиональной ассоциации по клинической микробиологии и антимикробной химиотерапии (МАКМАХ), член-корреспондент РАН Роман Козлов. «По прогнозам, к 2050 году от онкологических заболеваний будут умирать 8,2 млн человек в год, — рассказал он. — А от резистентности к антимикробным препаратам при существующих темпах роста распространения устойчивых микроорганизмов и отсутствия эффективных вмешательств — 10 млн человек».
Основные причины — это злоупотребление антибиотиками, их неправильное назначение и режим дозировки и низкое качество некоторых препаратов. По данным ВОЗ, в 2015 году антибиотики по всему миру использовали в полтора раза чаще, чем в 2000-м.
Способствует появлению и распространению устойчивых микробов и загрязнение окружающей среды отходами с остатками антибиотиков. А также животноводство, в котором используется более 70% всех мировых антибиотиков (их применяют, например, для быстрого набора массы домашнего скота).
С пандемией COVID-19 проблема обострилась. Многие граждане закупаются антибиотиками впрок и нередко самостоятельно принимают их «для профилактики». А врачи назначают их своим пациентам — хотя прекрасно знают, что антибиотики не могут вылечить сами болезни, вызванные вирусом, а только их бактериальные осложнения.
«Это приведет лишь к тому, что уже скоро невозможно будет лечить настоящие бактериальные инфекции, — говорит замдиректора по научной работе Медицинского научно-образовательного центра МГУ, член-корреспондент РАН Симон Мацкеплишвили. — Пандемия коронавируса скоро закончится, главная наша проблема — пандемия антибиотикорезистентности. Сегодня каждый новый антибиотик уже до выхода в оборот имеет резистентные штаммы».
Необходимо снизить нерациональное назначение антибактериальных препаратов, использование их не по показаниям и в неадекватных дозах, говорит Зырянов. Причем просвещать надо и население, и самих врачей.
Группа профессиональных медицинских ассоциаций уже попросила коллег не назначать антибиотики, в частности при COVID-19 — особенно при легком течении заболевания и в условиях стационара, где есть возможность лабораторного подтверждения бактериальной инфекции.
Они еще раз напомнили, что антибиотики никак не действуют на вирусы. А поражение легких при коронавирусе может быть связано с иммунными механизмами, развитием «цитокинового шторма» (на него антибиотики тоже не влияют). И необоснованная антибактериальная терапия может лишь ухудшить состояние пациентов.
Больше внимания должно уделяться и изучению механизмов возникновения устойчивости к антибиотикам, подчеркивает Козлов. МАКМАХ была разработана и запущена система мониторинга AMRmap — онлайн-карта с данными об устойчивости микроорганизмов к различным антибиотикам в каждом регионе России.
«Развитие антибиотикорезистентности можно и нужно остановить, — говорит Зырянов. — Отрадно, что в настоящее время в России разработана стратегия по борьбе с АМР, которая учреждена постановлением правительства, — крайне важно ее исполнение в полном объеме».