«Они видели столько кризисов, что им не страшно»: пенсионеры на рынке труда
6 минут
10 ноября 2020
Каждый пятый российский пенсионер продолжает работать. Основная причина — финансовая: после выхода на пенсию доход падает сразу в несколько раз. Кроме дополнительного заработка люди зрелого возраста ищут в труде самореализацию или просто хотят быть полезными обществу. Пожилые сотрудники во многом лучше молодых, считают эксперты. У них больше опыта, они принимают более рациональные решения, меньше подвержены эмоциям. И только стереотипы мешают это осознать как работодателям, так и самим пенсионерам.
Зачем пенсионерам работать
Люди пенсионного возраста не спешат уходить с работы не только в России. В 2016 году Статистическое агентство Германии провело исследование. Размера пенсии в этой стране хватает на основные потребности. Но за последние 20 лет число трудящихся граждан старше 65 лет (средний возраст выхода на пенсию в Германии — 64 года) выросло в три раза. Об этом рассказала доцент НИУ ВШЭ, советник Института социальной политики Ольга Ворон на III Всероссийском форуме «Россия — территория заботы». Больше половины опрошенных сообщили, что получают от работы радость, две трети — что хотят чувствовать себя нужными. Деньги, конечно, не лишние, признались 72% опрошенных. 26% хотят подработать на покупку чего-то конкретного, например новой машины. И почти 40% заявили, что, работая, они будут дольше оставаться здоровыми.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) считает, что активное долголетие — это здоровье, независимость и продолжение трудовой или общественной деятельности. Результаты немецкого исследования точно укладываются в это определение, отмечает директор Института социальной политики, проректор НИУ ВШЭ Лилия Овчарова.
В ответ на общественный запрос в Германии были приняты новые законы. Работодатели обязаны создавать пожилым все условия, вплоть до специального оборудования рабочего места. При этом брать на работу людей старшего возраста выгодно: если человек уже заработал полную пенсию, за него можно не платить пенсионные взносы. В стране действует множество видов трудовых договоров, дающих возможность частичной занятости, мини-контракты (с зарплатой меньше 450 евро в месяц), гибкая система выхода на пенсию.
Почему пожилым в России так сложно найти работу 
Российское законодательство запрещает дискриминацию по возрасту при приеме на работу. Но у работодателей нет экономических стимулов, чтобы брать на работу пожилых. А сами пенсионеры уверены, что найти работу невозможно.
В той или иной мере дискриминация людей старшего возраста на рынке труда есть везде, рассказала Овчарова. Но Россия — единственная страна, где снижение зарплаты начинается уже за 10 лет до выхода на пенсию, в то время как во всем мире возрастные работники получают больше, чем когда-либо. В итоге у россиян снижаются с возрастом не только шансы быть трудоустроенными, но и доходы (до 20%, в то время как в США — только 2,5%). 
Стереотипы мешают человеку даже дойти до собеседования, считает руководитель программы «5.0» специализированного центра занятости населения «Моя карьера» Виктория Маркова. Кроме того, многим не нравится мысль о возможном переобучении. Конечно, идеально продолжать работу по специальности, которой человек занимался всю жизнь, но получается это далеко не всегда. И зачастую приходится соглашаться с понижением статуса и дохода, выбирая из профессий «попроще».
Между тем пожилые люди — это не однородная группа, и многое зависит от их предыдущего опыта, подчеркивают эксперты. Кроме того, ситуация всегда может измениться. Так, из-за пандемии многие организации перешли в онлайн, и были опасения, что пожилые сотрудники не смогут в него вписаться, рассказала Маркова. Но людям ничего не оставалось, как быстро переучиться. 
Оказалось, что пожилые сотрудники спокойнее переносят «удаленку». «Они видели в своей жизни столько кризисов, что им не страшно. Их устраивает гибкий график, не отвлекают маленькие дети, и в целом дистанционно они работают спокойнее», — считает Маркова.
Как помогают найти работу
Рабочих мест в целом становится меньше — и в этом проблема. Сотрудники программы «5.0» столичного Центра занятости буквально вручную решают проблемы трудоустройства, договариваются с работодателями, которые открывают стажировки для 5–10 человек. Проводят обучение (в том числе цифровой грамотности, навыкам удаленной занятости), психологические тренинги. «К сожалению, порой люди не демонстрируют свои сильные стороны, а начинают с возраста — я никому не нужен», — рассказала Маркова.
Еще один образовательный сервис программы посвящен альтернативной занятости — способам начать свое дело. На тренингах и мастер-классах люди вспоминают свои старые мечты и хобби, а специалисты помогают им раскрыть свой потенциал, понять, как можно использовать имеющиеся навыки, развивать предпринимательское мышление. Сервис «Работа есть» — это базы данных, помощь с подчеркивающим сильные стороны резюме, подбор вакансий. А также тренинги для большей уверенности во время собеседования, поддержка психологов на протяжении испытательного срока. Нередко на время поиска работы социально активным соискателям предлагают стать волонтерами. «Многим не хватает социализации, — поясняет Маркова. — Люди отвлекаются и чувствуют себя увереннее».
Восприятие пожилых людей, не как отживших свой век, а как имеющих богатый опыт и способных его передать, меняют не только усилия государства, но и частные инициативы. 
Так, основатели федерального портала для старшего поколения «Баба-Деда.ру», который задумывался как место, где можно найти занятие по душе, начав заниматься досугом, очень быстро заметили проблему трудоустройства. Сегодня очень мало предложений, а те вакансии, что есть, в основном неквалифицированные: вахтеры, смотрители, гардеробщики, говорит основатель портала, социальный предприниматель Анастасия Лазибная. Надо работать с работодателями, показывать им преимущества пожилого работника — например, его неконфликтность, считает она.
Еще один способ: нестандартный подход
Но более перспективно искать ниши, которые остаются за рамками традиционного рынка труда. «Считается, что предпринимательство, свое малое дело, не очень подходит пожилым — риск неудачи, большая цена ошибки, острее реакция на потери в таком возрасте. Но есть статистика: если в целом в России процент предпринимательства составляет около 3%, то в старшем возрасте — от 3 до 6%. Кроме того, чем старше человек, тем выше его вовлеченность в проект и меньше желание его свернуть», — говорит Лазибная. 
В небольшой бизнес можно превратить давнее увлечение. Пенсионеры все чаще монетизируют свое малое хобби: делают деревянную мебель, вяжут. Пожилые люди больше всех остальных хотят участвовать в общественных и социально полезных проектах. Так, петербургские активисты «Ассоциации ветеранов, инвалидов и пенсионеров» в условиях пандемии создали платформу по обмену и продаже вещей собственного изготовления. Поставщиками нового ресурса стали более 250 самозанятых пенсионеров. Они шьют подушки, игрушки, плетут из лозы и бересты, делают сувениры и украшения.
Есть и совсем нетривиальные подходы. «В Советском Союзе была развита трудовая миграция, — говорит Лазибная. — Наш портал совместно с социальным проектом «Учитель для России» проводит исследование по поиску пожилых людей, которые готовы поехать на год-два в глубинку поработать в школе. Откликаются не только учителя, но и инженеры, экономисты. Это очень интересное направление, и у него есть финансовая поддержка — гранты от СберБанка. Конечно, сорваться с привычного места готовы далеко не все пожилые люди, но такие есть. Особенно сейчас, в пандемию, когда многие стремятся уехать из больших городов».
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300