Осень — время гриппа и простуды, а в этом году еще и второй волны пандемии коронавируса. Кто-то вакцинируется, кто-то закупается лекарствами от кашля, противовирусными и иммуномодулирующими средствами. Мастер тайцзи и цигун Чжан Шаньмин рассказал журналистке Маргарите Федоровой о том, почему осенью обостряются легочные заболевания и как поддержать свое здоровье и набраться сил и энергии в это непростое время.
Ножка утки выглядит очень аппетитно — мясистая с золотистой корочкой. А как пахнет! Это нечестно: я уже третий месяц по идеологическим причинам пытаюсь не есть мясо, но желание наброситься на него, особенно при виде утки или баранины, не только не покидает меня, но, кажется, наоборот, растет в геометрической прогрессии. Подходит Шаньмин с подносом — всей группой мы зашли в столовую пообедать после тренировки — и заказывает себе утку.
— А ты? — спрашивает он меня, забирая тарелку с «моей прелестью» — господи, кажется, с этой вегетарианской диетой я превращаюсь в Голлума.
— Ну а я все еще думаю, — мычу я, оторвав наконец взгляд от тарелки с утятиной, и вижу, что за мной уже столпилась очередь, а женщина в белом колпаке и переднике за прилавком не спускает с меня вопросительного взгляда. — Мне салат с редиской и гречку, пожалуйста.
Когда я подхожу с подносом к нашему столу, вся группа уже ест. Шаньмин с наигранным неодобрением смотрит на мою тарелку.
— У тебя очень мало еды — ты как птичка. Сейчас осень, потом зима, холодно, нужна энергия, организм хочет мяса, разве нет? — спрашивает меня Шаньмин улыбаясь. Он уже успел расправиться с уткой и теперь может спокойно говорить.
— Хочет, — соглашаюсь я неохотно. — Но я никак не могу с собой договориться: ум не хочет есть убитых животных, а тело хочет. Ну и еще я много умных статей про вегетарианство начиталась.
— Я знал одну женщину: она была очень умная, много книг прочла, но как ей это помогло? Она совершенно разучилась слушать свое тело и поэтому сильно болела. Люди часто живут в фантазиях, слушают кого-то, а не себя, отсюда болезни. Я не говорю, что не надо читать, но полученные знания важно проверять — подходят они тебе или нет, — Шаньмин делает глоток кофе и продолжает: — Вот сейчас осень. По китайской медицине в этот период активизируется меридиан легких, поэтому те, у кого он плохо работает, начинают кашлять, болеют простудой. Осенью очень полезно есть белые продукты, грушу, особенно китайскую, пить теплую воду с медом — все это смягчает и питает легкие. Но не надо слепо следовать моим словам — всегда пробуй с осторожностью, подходит тебе это или нет. И так со всем: с упражнениями, тем же мясом. Если тело хочет, слушай его, не меня, и знай меру, иначе будет болезнь. И еще о мясе: жесткие ограничения по еде соблюдают монахи, но у них совсем иной путь и задачи, нежели у обычных людей.
— А почему именно белые продукты? — я заинтригована.
— Ты слышала об учении У-Син? — спрашивает Шаньмин.
— Конечно: это древняя философская система, описывающая взаимодействие пяти основных элементов или качеств природы: воды, дерева, огня, земли и металла. Система непростая для понимания, особенно для европейцев: каждый элемент включает в себя намного больше понятий, чем наше определение воды или дерева, — вспоминаю я.
— Да, верно. Система У-Син, как и учение Инь-Ян, была разработана древними (впервые упоминаются в 1000-770 годах до н. э. — «АВ»), которые очень хорошо понимали, что все на свете взаимосвязано и подчиняется определенным законам, что человек — это микрокосмос, часть большого целого, отражающая макрокосмос. И взяты эти знания не из головы, а из реального опыта наблюдения за природой и человеком. На основе У-Син и учения Инь-Ян и построена традиционная китайская медицина, рассматривающая организм как одно целое, а не набор органов. Тело и природа едины, но современный человек забыл об этом, — объясняет Шаньмин.
— Приведи пример, — прошу я, вяло дожевывая гречку.
— Хорошо. Вот у тебя сильно сохнет кожа, и вроде бы логично взять и намазать лицо кремом, но по китайской медицине проблема, вероятнее всего, совсем не в коже, а в нарушении работы меридиана легких.
— Да, крем что-то особо не помогает, — я расстроенно глажу рукой щеку. — Честно, с приходом осени стало даже хуже, хотя холода еще не наступили.
— Правильно, сменился сезон, иначе потекла энергия, активнее, как я уже говорил, заработал меридиан легких, кожа стала более сухой. Согласно У-Син, легкие соответствуют элементу «металл». К этому элементу относится кожа, толстый кишечник, белый цвет и осень, поэтому осенью для питания легких хорошо есть больше белых продуктов. Но опять же не нужно слепо следовать моим словам: слушай себя, не будь как машина. Главная проблема в том, что люди живут как машины, делают то, что другие им сказали, не чувствуя себя, хотя тело всегда дает подсказки. Это как с ботинками: какой бы размер ни был написан, важно другое: жмут или нет.
— Иначе потекла энергия — звучит, конечно, хорошо, но многие критически настроенные люди презрительно скривятся, услышав это слово. Хотя вот концепция Инь-Ян многим отлично «зашла»: женское и мужское, холодное и горячее — вечный круговорот противоположностей, — смеюсь я.
— Энергия — это не что-то магическое, какие-то чудеса, — Шаньмин становится серьезным. — В китайской философии и медицине есть такое понятие, как Ци. Это энергия, основа всех явлений в мире, непрерывная форма материи, которая может принимать любые формы. Человеческая жизнь — это конденсированная Ци, смерть — дисперсия Ци, то есть Ци никуда не девается: она просто меняет свое состояние. Есть много «типов» Ци, оказывающих влияние на наше тело и психику. При рождении человек полный как батарейка, но в процессе жизни его изначальная Ци рассеивается. Для того чтобы сохранить запасы, и нужно соблюдать баланс между работой и отдыхом, учиться собирать энергию и не растрачивать ее понапрасну.
— Интересное сравнение с батарейкой. А как правильно заряжать свою «батарейку»? — спрашиваю я.
— Источник Ци находится в нижнем даньтяне — энергетическом центре, расположенном на 1,5 цуня ниже пупка — это примерно ширина двух пальцев, — объясняет Шаньмин.
— Конечно. В конце всех наших упражнений мы всегда кладем на этот центр руки: или одну поверх другой, или сводим кончики больших пальцев у пупка, а указательные опускаем вниз и также соединяем. Выходит своеобразный треугольник, — добавляю я.
— Да, это пространство внутри треугольника и есть область нижнего даньтяня с точкой Ци-хай — переводится как «море энергии» — по центру. Эта точка является передними вратами нижнего даньтяня, домом энергии. Очень важно, чтобы в этом пространстве ощущалось тепло, тогда человек будет здоров и полон сил. Если там скапливается холод, то у человека часто болит поясница, почки, нарушается функционирование мочеполовой и репродуктивной систем. Когда мы стоим, сложив руки в треугольник, мы как раз заряжаем нашу «батарейку». Главное в этот момент — спокойно дышать и сосредоточить свое внимание на этом пространстве и точке Ци-хай. Есть другое простое и даже, можно сказать, ленивое движение для сбора энергии в нижнем даньтяне, которое можно делать в любом положении — сидя, стоя, лежа. В середине ладони располагается точка Лао-гун: в акупунктуре она используется для лечения болезней сердца и психических расстройств. Мужчины кладут сначала левую ладонь на пупок, соединяя его с точкой Лао-гун, затем сверху правую. Женщины — наоборот. А дальше все просто: держи так руки и спокойно, расслабленно дыши, чувствуя себя и пространство нижнего даньтяня. Ничего сложного, главное — ввести это в привычку.
— Ввести в привычку — самое сложное. По-началу все кажется таким вкусным и интересным: точки, движения, техники дыхания — хочется всего и сразу. Но со временем пыл начинает угасать. Иногда прихожу домой после работы и вообще делать ничего не хочу, а вроде бы столько знаю, — признаюсь я, отпивая чай.
— В этом главная проблема. Все хотят таблетку: съел — и все хорошо. Но так не работает. Тело и психика инерционны по своей природе, поэтому все изменения происходят медленно и требуют постоянной практики. Сегодня мне нравится, и я делаю, а завтра не нравится, и я не делаю — так не работает. Ты же не дышишь от случая к случаю или ешь раз в неделю. Если ты хочешь менять свою жизнь, практиковать нужно ежедневно. Мир вокруг выстраивается из твоего внутреннего состояния — не меняя его, ты не можешь изменить свою судьбу. Надо убрать мысль «я не могу», но одновременно практиковать расслабленно, без насилия, слушая свое тело. Интересно, если бы ты по-настоящему слушала свое тело, чтобы ты сегодня съела на обед? — улыбается мне Шаньмин, собирая свои тарелки на поднос.
Вся группа уже поела — пора уходить. Я молчу. Шаньмин идет относить свой поднос к стойке с грязной посудой. Я допиваю чай и думаю над ответом. «А ведь, если быть честной с собой и не пытаться казаться лучше и одухотвореннее, чем я есть, никакая я не вегетарианка. По крайней мере сегодня точно. И от утиной ножки я бы точно не отказалась», — приходится мне признаться самой себе.