Бабушка напрокат
4 минуты
15 июля 2020
Утро в деревне. Петух будит вас на рассвете, по улице гонят на пастбище деревенское стадо, а бабушка тем временем печет пирожки в русской печи. Эта картина, с детства знакомая большинству представителей нашего поколения, ни о чем не говорит людям, рожденным в XXI веке. И чем дальше продвигается технический прогресс, тем более диковинными становятся сами понятия «бабушка» и «дедушка».
Настолько, что в богатой Скандинавии бабушек заказывают напрокат, а в не менее богатой Америке треть взрослых людей не могут даже назвать имена своих ближайших предков. Колумнист Олег ХАФИЗОВ — о том, что ждет наших внуков в ближайшем будущем, если мы не позаботимся об обратном.
Слово «kylämummi» в переводе с финского языка означает что-то вроде «коммунального предка», общей бабушки. В одном из детских садов Хельсинки роль общей бабушки играет Марьятта Аонен — 71-летний психотерапевт на пенсии. Эта профессиональная бабушка работает волонтером на Лигу Маннергейма (не путать с Линией Маннергейма) — крупнейшую финскую организацию по уходу за детьми. 
Начиная с 2006 года Лига Маннергейма занимается программой привлечения волонтеров в качестве «коммунальных предков». Эти волонтеры встречаются со своими «коммунальными внуками» в школах, библиотеках и прочих «пространствах семейного типа». Цель программы заключается в том, чтобы найти занятие для  одиноких пенсионеров и обеспечить осмысленное общение детям, живущим вдали от настоящих бабушек и дедушек. По всей Финляндии сегодня действуют 830 «коммунальных бабушек» и «дедушек».  
«Коммунальная бабушка» Аонен посещает детский сад раз в неделю уже в течение восьми лет. Она играет с детьми, помогает воспитательницам готовить обед и укладывать малышей в тихий час и вообще обеспечивает постоянное «любящее присутствие» для 18 воспитанников детского сада в возрасте от двух до пяти лет. У мадам Аонен двое собственных детей, но нет внуков.
Когда «коммунальная бабушка» приходит в садик, дети в восторге.  Они облепляют ее со всех сторон, лезут на колени, так что и не подумаешь, что у этой бабушки нет собственных внуков. Но вряд ли такие энтузиасты, как Аонен, способны решить одну из главных проблем богатых стран — старение общества и одиночество.
Прогресс западного общества привел к сегрегации поколений. Если в старину большие семьи жили и работали сообща, то теперь дети переезжают в большие города в поисках работы и карьеры, а родителей, дедушек и бабушек оставляют дома — или в домах престарелых.
Недавний опрос 2000 взрослых респондентов американской генеалогической онлайн-компанией Ancestry.com показал, что треть американцев даже не могут назвать имена своих бабушек и дедушек. «Это ужасная потеря для нашей культуры», — считает Элисон Гопник, профессор психологии Калифорнийского университета, специалист по детскому развитию.
Американские исследователи пришли к сенсационному выводу: каждому ребенку необходим по крайней мере один человек, который любит его или ее иррационально, до безумия. 
Еще в 1950 годы команда гавайских психиатров, педиатров и социальных работников обследовали 698 людей от рождения до возраста 40 лет, пытаясь выяснить, что делает одних людей стойкими к жизненным невзгодам, а других — нет. Оказалось, что люди, стойкие в детстве, были тесно связаны по крайней мере с одним компетентным, эмоционально устойчивым человеком, чутким к их нуждам, — дедушкой, бабушкой, тетей или дядей.
Теория эволюции предполагает, что бабушки и дедушки передают последующему поколению человеческую культуру. Так, «коммунальная бабушка» Аонен родилась в 1948 году в финской деревне, и детям из городского детского сада интересно расспрашивать ее о деревенском детстве. Она рассказывает, как перед Рождеством в их семье оттаивала елка, срубленная в лесу, или как они с друзьями искали в саду яйца, отложенные курами. И подобные бытовые мелочи кажутся детям более любопытными, чем самый увлекательный фантастический фильм.
Конечно, обо всем этом можно прочесть и в книгах, но где вы найдете такую книгу? И какая книга может заменить устный рассказ о пережитом?
Антрополог университета штата Юта Кристен Хокс считает, что человечество выжило и существует так долго лишь потому, что бабушки заботились о детях и кормили их, пока их дочери заводили новых детей и передавали им «гены передачи долголетия». 
Когда дети еще очень малы, им необходимо постоянное взаимодействие и возня с любящими взрослыми людьми. То, что психологи называют «пространством отношений», помогает детям вырабатывать жизненные навыки, чувствовать себя счастливыми и уверенными в себе, хорошо учиться в школе, разрешать конфликты, различать добро и зло. 
Предки полезны внукам, но и внуки также полезны предкам. В 1930-е годы исследование Гарвардского университета показало, что психическое здоровье человека зависит от качества человеческого общения. В своей работе «Здоровое старение» один из руководителей проекта Джордж Вейлант писал: «Взрослые люди, которые «инвестируют» развитие следующих поколений, имеют больше шансов на счастье, чем те, кто этого не делает. Биология течет под уклон».    
Таким образом, если молодым людям нужны люди, которые любят их иррационально, до безумия, то и людям старшего поколения также необходимо сходить с ума по следующему поколению. Это один из центральных принципов человеческого устройства. И этот принцип нарушен в обществе богатых западных стран.
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300