Эх, дороги… Кто ответит за аварию на дорожной яме?
5 минут
03 июля 2020
По данным ГИБДД, количество аварий из-за недостатков дорог ежегодно увеличивается. Ямы и выбоины, болтающиеся или отсутствующие крышки люков и ливневки нередко буквально калечат автомобили. Кто в этих случаях должен отвечать за вред, причиненный «железному коню», как взыскать ущерб с виновника, рассказывает адвокат Ольга АЛЕШИНА.
То яма, то канава
Организации, на которые возлагается содержание автомобильных дорог, обязаны обеспечивать их состояние в соответствии с техническими регламентами и нормативными документами (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Так, покрытие проезжей части не должно иметь выбоин, просадок, проломов колей и других повреждений (п. 5.2.4, 5.2.5 ГОСТ 50597-2017).
Дороги, конечно, не могут быть идеальными, поэтому определенные недостатки допускаются ГОСТом. Например, самыми распространенными причинами аварий являются ямы, просадки и выбоины. Они не должны быть более 15 см в длину, 60 см — в ширину и 5 см — в глубину (п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93). Отклонение крышки люка смотрового колодца не должно превышать 2 см относительно уровня покрытия, а решетки дождеприемника — превышать 3 см относительно уровня лотка (п. 3.1.10, 3.1.11 ГОСТ Р 50597-93).
В случае когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность, вплоть до полного запрета движения. Региональное законодательство обычно обязывает эксплуатирующие организации в местах провалов и разрушений дороги, отсутствующих крышек люков и тому подобного на время до устранения дефектов выставлять ограждения и предупреждающие знаки.
Если дефект дорожного покрытия превышает допустимые ГОСТом значения, а в месте повреждения не введены ограничения, отсутствуют предупреждающие знаки или ограждения, собственник пострадавшего авто имеет полное право требовать компенсацию причиненного ущерба от виновника. 
Кто виноват
Российские дороги находятся в федеральном, региональном и местном ведении. Соответственно, за их надлежащее состояние отвечает Федеральное дорожное агентство (ФДА), исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления.
Органы власти, как правило, заключают контракты с государственными, муниципальными или частными предприятиями, непосредственно обслуживающими конкретный участок дороги. Виновником аварии, к которому необходимо предъявлять требования о возмещении ущерба, является именно такая организация. 
Для установления ее названия и контактных данных потребуется направить запрос в орган госвласти или местного самоуправления, в зависимости от принадлежности дороги, где произошла авария. О том, в чьем ведении находится дорога, можно узнать в ГИБДД.
Важно! Если ответа на ваш запрос не поступило, подавайте иск к ФДА, региональной или местной администрации (в зависимости от принадлежности дороги). Суду они обязательно сообщат о том, какая именно дорожная организация является надлежащим ответчиком. 
Что делать
Для взыскания компенсации с дорожной организации рекомендуем придерживаться следующего алгоритма действий.
1. Зафиксировать ДТП.
Необходимо вызвать сотрудников ГИБДД для фиксации ДТП. Инспектор составит схему ДТП и выдаст соответствующую справку. 
Важно! Необходимо проследить, чтобы в справку внесли все повреждения авто, в том числе указали на возможность скрытых повреждений; зафиксировали размер ямы (выбоины, отклонения крышки люка и прочее); отсутствие ограждений и предупреждающих знаков.
Инспектор ГИБДД может составить акт выявленных недостатков в содержании дорог, по результатам которого виновные лица привлекаются к административной ответственности (ст. 12.34 КоАП РФ). Такой акт является весомым доказательством при рассмотрении дела в суде, поэтому вы можете самостоятельно заявить ходатайство о его составлении инспектору ГИБДД.
2. Зафиксировать место ДТП, дефект дорожного покрытия и повреждения автомобиля самостоятельно, используя фото- и видеосъемку с разных ракурсов.
3. Записать контакты очевидцев (при наличии).
4. Установить организацию, ответственную за состояние дороги, на которой произошло ДТП. 
5. Обратиться к специалисту для составления отчета по оценке размера ущерба. Рекомендуем о времени и месте осмотра поврежденного автомобиля уведомить дорожную организацию заказным письмом или телеграммой. Если виновник не явится, осмотр авто происходит без его участия.
6. Направить в дорожную организацию претензию с требованием возместить причиненный ущерб, приложив копии документов из ГИБДД и отчета оценщика. Этот этап не является обязательным. Некоторые крупные компании предпочитают решать конфликты добровольно. В этом случае вам не придется судиться.
7. Если ответа на претензию не последовало или ответ отрицательный, ущерб добровольно виновником не возмещен, необходимо обращаться в суд.
Суд да дело
Исковое заявление необходимо подавать в суд по месту нахождения дорожной организации или ее филиала, если в его ведении находится состояние дороги (п. 2 ст. 29 ГПК РФ). Когда сумма иска не превышает 50 000 рублей, он направляется мировому судье, в случае большей суммы — в районный (городской) суд. 
Сумма иска рассчитывается, исходя из стоимости ремонта автомобиля. Также к ущербу могут быть отнесены расходы на эвакуатор, когда транспортное средство в результате аварии не могло самостоятельно передвигаться (ст. 91 ГПК РФ). Денежные средства, потраченные на услуги оценщика и представителя (адвоката, юриста), в расчет не включаются. Исходя из суммы иска, исчисляется госпошлина.
В исковом заявлении изложите обстоятельства аварии, приложите подтверждающие документы: справки и акты ГИБДД, отчет оценщика, прочие. Копию иска с приложениями нужно направить заказным письмом ответчику. Почтовую квитанцию приложите к иску, который подается в суд.
«Невиноватые мы…»
Дорожные организации редко соглашаются добровольно возмещать ущерб, указывая в суде на вину самого водителя. Как правило, ссылаются на п. 10.1 Правил дорожного движения, согласно которому водитель должен двигаться со скоростью, обеспечивающей постоянный контроль за движением ТС, а при возникновении опасности — принять меры к снижению скорости, вплоть до остановки. Под это можно списать практически любую аварию.
Вину водителя в превышении скорости должна доказать именно дорожная организация. Но даже если превышение скорости будет доказано, потребуется установить, как это обстоятельство повлияло на аварию, можно ли было избежать ее при предписанном скоростном режиме. Также необходимо в суде указать, что независимо от скоростного режима состояние проезжей части должно соответствовать требованиям ГОСТа. Как правило, в большинстве случаев суды встают на сторону автолюбителей.
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300