Михаил Горбачев: в возрасте 55+ можно водить машину без аварий и нарушений
6 минут
16 июня 2020
Известный российский автогонщик, писатель и создатель школы безопасного вождения Михаил Горбачев в свои 65 признается, что управлять машиной с каждым годом все труднее. Специально для читателей «АВ» Михаил Горбачев дал пять простых советов, которые, по его словам, помогут пенсионеру водить без аварий и штрафов.
Михаилу Горбачеву 65 лет, из них более 47 он водит автомобиль. Мастер спорта, чемпион СССР по автогонкам, многократный участник и призер международных соревнований и гонок разного уровня. Он написал десяток бестселлеров по совершенствованию водительского мастерства, учебник по спортивному вождению и опубликовал свыше 300 статей по автомобильной тематике. Создал школу безопасного вождения, где преподает по собственной авторской методике.
С каждым годом я чувствую ухудшение своих возможностей как водителя. Это совершенно объективно и естественно: нет уже такой концентрации, нет такой быстроты восприятия меняющейся обстановки. Я даже поставил над собой довольно рискованный опыт: прошлым летом выехал на настоящие гонки, не для ветеранов. На гонки для ветеранов я тоже выезжал пять лет назад, когда мне исполнилось 60 лет. Там нормально проехал, даже занял первое место. А год назад попал на гонки для молодых, на чемпионат России, где ребятам в основном от 20 до 30 лет. Там, конечно, я бледно выглядел. Еще раз убедился, что в 60 с хвостиком у человека совсем другие возможности. 
Тем не менее для безаварийного вождения автомобиля большое значение имеет водительский стаж. У меня за плечами не только длительный стаж, но и огромное количество пройденных на машине километров — наверное, больше миллиона за рулем. В молодости я участвовал в автогонках и до сих пор поддерживаю форму. Например, выезжаю на гоночную трассу в дни, когда туда может попасть любой желающий, чтобы проехать несколько кругов. Это называется сессией. Обычно мне хватает десяти кругов по гоночной трассе, чтобы получить максимальное удовольствие от вождения. Там нет ограничений скорости. Задача только одна: ехать как можно быстрее. 
Спортивное вождение начинается в тот момент, когда на дороге возникает неординарная или тем более аварийная ситуация. Как действовать правильно? Есть курсы контраварийного вождения, которые может пройти любой автолюбитель независимо от возраста, пола. Но людям 55+ такие курсы особенно нужны. Большое значение для езды без аварий и штрафов имеет умственное и физическое состояние пожилого водителя. Рекомендации относительно того, как человеку в возрасте 55+ водить машину без штрафов и нарушений, дать довольно сложно. Но несколько советов на этот счет все-таки есть. 
Совет первый: начните водить машину очень осторожно
Водителям в возрасте, у которых большой стаж за рулем, нужно начинать ездить медленнее, чем прежде. Они уже не те водители, что были раньше. Многие это понимают, когда начинают намного хуже видеть в сумерки и ночью. Они перестают ездить в такое время. Абсолютно правильно. Это первый сигнал, что пора водить машину с большей осторожностью. Когда в светлое время суток все в порядке, а ночью и в сумерки — уже нет, пора значительно снижать скорость на дороге. А может быть, стоит проявить благоразумие и вообще отказаться от поездок в ночное время? Это будет правильным решением.
Совет второй: больше внимания дороге
У человека, за плечами которого уже 30 или 40 лет водительского опыта, настолько стерлось чувство восприятия, что, когда он едет за рулем, у него нет порой внутренней концентрации. Для него все происходит так, будто бы он сидит дома и смотрит телевизор. Это очень плохо. Если в молодости мы могли рассчитывать на свою реакцию, на высокий тонус, с возрастом надежд на это нет: отвлекаться от дороги нельзя вообще. 
Часто пожилой водитель долго смотрит на спидометр или дисплей, пытаясь понять какую-то информацию или, например, проверить, какой у него средний расход топлива. Он не отдает себе отчета в том, что слишком долго не смотрит на дорогу. А когда возвращает взгляд, уже поздно тормозить. 
Пожилой водитель ни на долю секунды не должен отвлекаться от дороги. Визуальный ряд у него должен идти в мозг без сбоев, никаких пауз не должно быть вовсе. 
Совет третий: навигаторы и телефоны водителю в возрасте мешают
Предельно аккуратно пользуйтесь навигатором. Он очень сильно отвлекает внимание. Если для молодого человека быстро перевести взгляд и ориентироваться достаточно просто, то для пожилого начинаются проблемы. Поэтому я советую заранее продумывать маршрут, смотреть, где вы будете парковаться, тем более в больших городах, где платные парковки с разными ценами. Необходимо заранее все это рассчитать и проверить, ехать аккуратно, обращать внимание на знаки.
Естественно, у водителя в возрасте не должно быть никаких отвлекающих гаджетов: телефон должен быть выключен, никаких разговоров по мобильному, даже с гарнитурой. Человек за рулем, который разговаривает по телефону, неадекватен. 
Совет четвертый: поддерживать себя в форме 
Рекомендации по поддержанию водительской формы давать довольно сложно. Но физические упражнения обязательны. Ими можно не заниматься всю жизнь, однако начиная с 60 лет они необходимы. Естественно, в щадящий форме. Это может быть даже лечебная физкультура. Важно не только движение. Очень много значит умственное развитие. Я знаю много примеров, когда люди после 60 лет начинают изучать иностранный язык, запоминать слова, чтобы не прекращалась мозговая деятельность, чтобы память не становилась все хуже и хуже. Если вы хотите водить машину до почтенного возраста, нужно держать себя в тонусе и умственно, и физически. 
Совет пятый: нарушения, зафиксированные камерами, — повод задуматься
Если пожилой водитель начинает получать все больше штрафов с камер видеофиксации нарушений, это означает, что ему нужно подумать, не пора ли вообще прекратить управлять автомобилем. Сегодня это штраф с камеры, а завтра — неадекватная реакция на неожиданное препятствие, нештатную ситуацию. Не будем забывать, что автомобиль — источник повышенной опасности. Не стоит превышать скорость. Быстро ездить сейчас, особенно в городе, не имеет никакого смысла. Просто быстрее приедете к следующей пробке, а не туда, куда торопились. 
Необходимо стараться ездить очень внимательно, не нарушать правила, убеждаясь в том, что вы видите заранее все знаки, понимаете их смысл.
Я, например, езжу вообще без штрафов. Это значит, что навыки, полученные на ралли, гонках, мне до сих пор помогают. У меня очень хорошо развито периферийное зрение, очень быстро происходит фокусировка взгляда, я вижу все знаки, которые есть, и вижу все так называемые ловушки, которые стоят, заранее. Потому мне штрафы («письма счастья») не приходят — я езжу по правилам. 
Подведу итог. Когда водитель достигает возраста 55+ и находится в нормальной форме, ему нужно намного аккуратнее, чем раньше, ездить за рулем. Многие это понимают. Но есть и такие, кто на свой возраст не обращает внимания. Вот они как раз и попадают в нежелательные ситуации. Нужно учитывать и то, что если еще в 60 лет водитель часто бывает в отличной форме, то в 65 лет его состояние ухудшается. А в 70 лет уже нужно быть максимально внимательными и осторожными. 
Александр Каминский, создатель и руководитель Академии водительского мастерства, кандидат физико-математических наук, автоинструктор; разработал собственную методику обучения водителей разной квалификации: от начинающих до автогонщиков; автор пяти книг об искусстве управления автомобилем, среди которых бестселлер «Мастер вождения автомобиля»: 
— В обучении контраварийному вождению возраст не играет роли. Как и гендерные различия. Все зависит от индивидуальных способностей. То есть после 50 лет водитель может заниматься контраварийной подготовкой совершенно спокойно, он будет ничуть не хуже 30-летнего. 
Контраварийная подготовка — это отработка специальных приемов вождения, которые позволяют не попадать в аварийную ситуацию либо, если сложилась аварийная ситуация, выходить из нее с минимальными последствиями или вовсе без них.
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300