Михаил Горбачев: в серебряном возрасте научиться водить машину сложно, но можно
7 минут
09 июня 2020
Известный автогонщик Михаил Горбачев шутит, что в детстве он боялся машин, потому что они попадают в ДТП, поэтому и решил научиться классно водить. Сейчас Михаилу Горбачеву 65 лет. «АВ» спросил его, сложнее ли пенсионеру управлять автомобилем, чем молодому человеку, и стоит ли идти в автошколу, если тебе уже за 60. Человек в возрасте очень внимательно и аккуратно в силу прожитых лет подходит ко всему, что делает, говорит он. Как ни парадоксально, это обстоятельство порой мешает комфортно учиться и чувствовать себя за рулем: сомневаясь в правильности своих действий, ученик становится неуверенным, а неуверенность переходит в растерянность.
Михаилу Горбачеву 65 лет, из них более 47 он водит автомобиль. Мастер спорта, чемпион СССР по автогонкам, многократный участник и призер международных соревнований и гонок разного уровня, он написал десяток бестселлеров по совершенствованию водительского мастерства, учебник по спортивному вождению и опубликовал свыше 300 статей на автомобильную тематику. Создал школу безопасного вождения, где преподает по собственной авторской методике.
Между водителем в возрасте 50 лет и водителем в 60 лет большая разница. В 50 лет человек обычно в хорошей форме. Он не очень отличается по состоянию здоровья от тех, кому за 40 или даже за 30. А после 60 лет происходят необратимые психологические и физиологические изменения. Часто научиться водить машину довольно сложно, и вот почему. 
Нужно больше времени на обучение, чем для 30-летнего
До 40 лет количество безнадежных кандидатов (то есть тех, кто после многократных попыток так и не может получить водительское удостоверение) на получение прав составляет около 5%. Для группы 50+ этот показатель возрастает практически до 50%. Как ни печально, но даже самый лучший инструктор вынужден безнадежным ученикам в возрасте говорить: я не смогу с вами продолжить занятия. 
Очень часто основным негативным фактором при обучении пожилого человека вождению становится его неуверенность. Человек в возрасте, как правило, очень внимательно и очень аккуратно в силу прожитых лет относится ко всему, что делает. У него возникает дополнительный градус неуверенности. То есть он сомневается, правильно ли он сделает, не забудет ли что-то важное, сможет ли осилить. Это сомнение придает ему уже не уверенность, а растерянность. Именно растерянность присуща водителям, обучающимся в немолодом возрасте. 
Очень многое в этом случае зависит от инструктора. Тот должен понимать, что пожилого человека надо учить несколько по-иному: более подробно, более мелкими порциями. При этом количество часов обучения вождению человека в возрасте за 50 лет, конечно, должно быть больше, чем для 30-летнего.
Денис Душин, инструктор по вождению, в 1994 году окончил МПГУ им. Ленина, водительский стаж — 28 лет:
За последние годы у меня было пять учеников пожилого возраста. Женщина в возрасте 60+ не осилила подготовку. Пытался ее вытянуть, но оказалось, что это безнадежно. Остальные четверо получили права. 
Занятия при обучении вождению людей в возрасте немного иные, чем с остальными. Они разбиваются на более мелкие сегменты. Например, нужно последовательно и по много раз выполнять простые упражнения. Причем необязательно на площадке. Приходится повторять и повторять элементарные вещи, чтобы ученик не путал педали. Тогда есть гарантия, что ошибки в простейших действиях будут совершаться редко. А цель как раз в том, чтобы они не совершались вообще. 
Главное — здоровье
Представителям группы 55+ и особенно 60+ стоит все здраво осмыслить и взвесить, решая вопрос необходимости обучения вождению. Нужны ли все те риски и переживания, которые будут в процессе обучения и тем более самостоятельного вождения? Особенно на фоне некоторых уже хронических заболеваний. 
Поэтому главное условие при обучении вождению в немолодом возрасте — здоровье: физическое, психическое состояние. В России и в других странах, к счастью, ограничений для получения водительского удостоверения по возрасту нет. Разговоры об этом возникают время от времени, но таких ограничений не вводят. 
На возможности пожилого водителя ограничения накладывает, например, состояние его суставов. Значительно сложнее двигаться, делать движения рулем, садиться, выходить из машины. Этой проблеме были посвящены даже специальные исследования. Они заключались в том, что за руль садился молодой человек, перед этим надевший на себя «доспехи», которые ограничивают движение в суставах, маску, в которой он видит расплывчато. Такие ограничения дают понимание, что испытывает за рулем пожилой водитель, который именно в подобных условиях должен действовать. 
Поэтому я всегда призываю молодых водителей внимательно и предупредительно относиться ко всем участникам движения. Особенно когда впереди машина движется не очень уверенно. Может быть, там новичок, а может быть, и пожилой водитель. 
Согласно действующему законодательству обучаться вождению автомобиля могут жители России любого возраста, в том числе пенсионеры. Однако, прежде чем отправиться в автошколу, необходимо получить медицинскую справку о том, что у кандидата в водители нет проблем со здоровьем, с которыми водить автомобиль нельзя, и что он способен управлять транспортным средством без риска для себя и других участников движения. В расчет берутся три основных фактора:
  • уровень зрения (острота, поле зрения, цветоощущение);
  • состояние нервной системы (противопоказания — умственная отсталость, органические расстройства, стрессовые состояния, шизофрения, эпилепсия, психические расстройства, спровоцированные употреблением психотропных веществ и др.);
  • другие проблемы со здоровьем (например, заболевания щитовидной железы, тахикардия (учащенное сердцебиение), язва желудка, сахарный диабет и др.).         
Активному пенсионеру и обучаться вождению легче
Я недавно проходил медкомиссию. Главный вопрос, который мне задавали три врача: «Работаете ли вы? Являетесь ли работающим пенсионером?» Когда отвечал, что работаю, причем у меня несколько направлений деятельности, они успокаивались. Видимо, это неслучайный вопрос. Наверное, если человек на пенсии работает, то у него физические возможности, тонус, уровень восприятия значительно выше, чем у того, кто сидит дома и с утра до вечера смотрит телевизор, а потом, может быть, выйдет на полчасика погулять. 
То есть активный пенсионер намного лучше будет водить машину, он более надежный водитель. Активному человеку в возрасте 55+ и обучаться вождению будет проще.
В России несколько лет назад законодатели предприняли попытку ввести регулирование получения водительских удостоверений для пенсионеров. Депутаты Госдумы предложили ограничить срок действия прав граждан, которым исполнилось 65 лет, пятью годами (обычно срок действия водительских документов составляет 10 лет). «Когда мы выдаем водителю в 65 или в 70 лет водительское удостоверение, которое действует еще 10 лет, это предполагает, что физическое состояние водителя через определенный промежуток времени, наверное, может не соответствовать тем физическим кондициям, которые обеспечивают нормальное вождение», — объяснил возглавлявший тогда думский комитет по транспорту Сергей Шишкарев. Он подчеркнул, что значительное число ДТП на российских дорогах происходит с участием водителей пожилого возраста. Инициатива вызвала общественный резонанс и была названа нарушением конституционных прав граждан.
В других странах мира также существует подобная практика. Так, правительство Японии планирует выдавать пожилым водителям в возрасте старше 75 лет специальные права. Власти при этом приводят статистику, согласно которой в стране растет число ДТП с участием пожилых людей. В прошлом году, например, в результате ДТП на дорогах Японии погибли 3,5 тысячи человек, что стало рекордно низким показателем с 1948 года (начало наблюдений). При этом, по данным полиции, более половины виновников аварий — люди в возрасте старше 65 лет. Многие из возрастных водителей, говорят чиновники, путают педали или поздно реагируют на изменение дорожной ситуации. Подобные водительские лицензии планируется выдавать в добровольном порядке взамен обычных прав, обещая скидку до 10% на страховой полис. При этом специальные водительские удостоверения будут выдавать не всем желающим, а только тем, кто садится за руль современных автомобилей, оснащенных электронными помощниками, в частности системой автоматического торможения. 
Более 73 тысяч граждан Южной Кореи старше 65 лет добровольно отказались в 2019 году от водительских прав. Все они отказались от управления автомобилем, поддержав инициативу властей ряда городов и провинций страны по снижению количества автомобилей на дорогах страны и уменьшению числа ДТП, вызванных престарелыми водителями. Всем пенсионерам, добровольно отказавшимся от вождения, из местных бюджетов ежемесячно выплачивается по 100 тысяч вон (87 долларов) в качестве компенсации за передвижение общественным транспортом. Власти Южной Кореи проводят кампанию, убеждая людей старшего возраста не садиться за руль. Власти приводят данные, что с годами зрение, слух и скорость реакции водителей ослабевают. Пенсионеры за рулем, говорят они, представляют повышенную угрозу для участников дорожного движения. В частности, согласно статистике, люди в возрасте старше 65 лет в 2018 году составляли 14,3% населения Южной Кореи. В то же время они были ответственны за 44,5% ДТП.
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300