Фильм вышел на экраны страны 45 лет назад и стал лидером проката, только за первый год его посмотрели более 62 млн зрителей. История создания, неожиданные перипетии съемок, малоизвестные подробности об «Афоне» — в нашем сегодняшнем материале.
Удивительно, как сценарий этой картины вообще был принят Госкино, почему советское киноначальство разрешило ее снимать, а затем выдало прокатное удостоверение. Все-таки в стране «зрелого социализма» главный герой, сантехник-выпивоха, дебошир с трехдневной щетиной и демонстративно наглый тип Афанасий Борщов зримо выламывался из общего ряда сусальных киногероев — всевозможных передовиков производства и прочих гладковыбритых активистов, чаще всего вещавших с экрана заскорузлые линялые лозунги.
Как бы то ни было Георгий Данелия снял один из своих лучших фильмов, мгновенно ставших любимцем зрителей. Почему? Да потому что в Афоне миллионы советских работяг видели либо себя самих, либо до боли знакомый типаж — из собственного трудового коллектива, друга-приятеля, соседа по подъезду. Безусловно, в аншлаговой популярности фильма решающую роль сыграл Леонид Куравлев. Хотя на роль Афони пробовались с десяток актеров первого ряда, и еще неизвестно, как сложилась бы судьба картины, в случае если бы был утвержден, например, Владимир Высоцкий…
«Гони рубль, родственник!»
Да, хотя никого иного, кроме Куравлева, режиссер в главной роли не видел, на киностудии «Мосфильм» настояли на том, чтобы сделать широкие кинопробы, посмотреть нескольких артистов. Пробовались «на Афоню» Владимир Меньшов, Владимир Носик, Георгий Бурков, Виктор Проскурин, Борис Щербаков, Николай Караченцов, польский актер Даниэль Ольбрыхский, Владимир Высоцкий. В итоге мосфильмовские чиновники уступили режиссеру, утвердив Куравлева. «В этом актере есть какой-то неуловимый секрет, — говорил Георгий Данелия. — Его Афоне прощают то, чего никогда не простили бы Афоне Ольбрыхского, Высоцкого. Володя — сильная личность, ему бы точно не простили того, что вытворял на экране Афоня Куравлева. А мне хотелось, чтобы зрители не только простили Борщова, но и пожалели его».
Кроме того, режиссеру хотелось дать в фильме изрядную долю юмора и мягкости, но Высоцкий выглядел бы слишком нетипичным и суровым сантехником, другие претенденты на роль внешне явно не походили на пьяниц и хулиганов. А про Караченцова одна из ассистенток сказала, что с такими зубами молоденькую девушку ни в жизнь не очаруешь…
Добавим, что изначально картину планировалось снимать на Киностудии имени Довженко, и там сыграть Афоню предлагали Бориславу Брондукову. Актер немало огорчался, потеряв роль при «переезде» сценария на «Мосфильм». Данелия в качестве компенсации отдал актеру роль собутыльника Афони Федула, развернув ее на несколько эпизодов вместо изначально задуманного одного. Брондуков справился блестяще, так что коллеги по съемочной площадке шутили: Федул затмил главного героя! Именно после «Афони» за Брондуковым надолго закрепилось амплуа алкаша и разгильдяя, и его стали наперебой приглашать на подобные роли. Отчего актер немало кручинился и переживал… Но его великолепная фраза-крик «Гони рубль, родственник!» стала визитной карточкой фильма, поистине крылатой и на все лады с хохотом повторялась советскими мужиками в самых разных обстоятельствах, к месту и не к месту.
Евгений Леонов был утвержден на роль штукатура Коли без проб. Однако вот с медсестрой Катей Снегиревой, без ума влюбившейся в Борщова, пришлось помучиться, перебрать несколько кандидатур — пока на глаза режиссеру не попалась Евгения Симонова. Увидев молоденькую студентку Щукинского училища с милой улыбкой и наивным взглядом, Данелия утвердил ее без проб. Впрочем, не обошлось без скандала: «Я тогда уже снималась в другой картине, в Башкирии, и должна была ехать туда, — вспоминала Евгения Симонова. — Георгий Николаевич очень обиделся, но все разрешилось мирно. Другой режиссер отпустил меня на съемки «Афони» в Ярославль, но всего на три дня. Так что все сцены с Катей Снегиревой снимались днем и ночью, практически без перерыва, поспать удавалось, только пока мы переезжали с объекта на объект».
Интересно, что красотку Леночку (ее сыграла Нина Маслова) из квартиры №139, которой Афоня периодически менял сантехнику, сценарист Бородянский списал со своей жены. К ней одно время тоже зачастил влюбленный сантехник, пока муж не дал ему решительный от ворот поворот.
«Машина» на сцене, манка в бюстгальтере
Сценарий под названием «Про Борщова, слесаря-сантехника ЖЭКа №2» драматург Александр Бородянский написал с живой натуры, когда сам работал маляром-штукатуром и параллельно учился во ВГИКе на сценарном факультете. Поначалу главный герой тоже должен был быть маляром, но стал-таки сантехником. «Сценарий, хотя и был жестким и с печальным финалом, мне понравился, — говорил Георгий Данелия. — Встретились с Бородянским, поговорили, поняли, что понимаем друг друга, и засели за работу. Докручивали сценарий несколько месяцев, изменили общую интонацию, чуть сместили акценты, дали фильму короткое название «Афоня». Правда, финал был другой: потеряв все и вся, наш герой берет билет на самолет и улетает, сам не зная куда». Однако в процессе съемок и его «докрутили»…
Большую часть фильма отсняли в Ярославле и его окрестностях. Только две сцены снимали в Москве — танцы и последовавшую за ними драку и сцену в ресторане, где пьянствовали Афоня с Федулом под странную песню женского ансамбля «Милый чё, да милый чё, / Навалился на плечо…» с усатой солисткой. Борислав Брондуков настолько колоритно вошел в образ забулдыги, что после перекура на улице не мог попасть обратно внутрь — его долго и наотрез отказывался пускать в ресторан швейцар, приняв за натурального алкаша. Дело едва не дошло до вызова милицейского наряда, пока ситуацию не разрядила помощница режиссера, а швейцар искренне недоумевал, дескать, это и правда ваш? Ну и артист!
За сцену танцев, которую снимали в каком-то ДК в Текстильщиках, Данелия переживал не на шутку. Съемки затянулись на всю ночь — кто ж в здравом уме будет столько танцевать за грошовые гонорары в 3 рубля? Однако народ и не думал расходиться, ведь в качестве танцевальных ВИА на сцене ДК выступали популярнейшие рок-группы «Машина Времени» и «Аракс», народ под них готов был «отрываться» до утра и забесплатно! «Теперь я очень горжусь тем фактом, что «Машина Времени» дебютировала на экране в моем «Афоне», и при любом удобном случае не забываю об этом сказать!» — заметил как-то режиссер.
Любопытный факт: Данелия прямо-таки сурово настаивал, что партнерша Афони по танцу должна иметь нечто гротескное в фигуре, например мощный бюст. Но утвержденная на роль Татьяна Катаева бюст имела невыдающийся, нормальный. Тогда кто-то смеху ради предложил взять большой бюстгальтер и заполнить его презервативами с водой, чтобы вся конструкция сексуально колыхалась. Получилось вроде бы неплохо, но при первом резком движении актрисы презервативы как по команде лопнули, окатив девушку водой. После чего бюстгальтер наполнили манной крупой — получилось не столь похоже, но режиссер дальше голову ломать над «наполнителем» не стал.
Фильм должен был закончиться сценой, где милиционер на летном поле требует у Афони паспорт, разглядывает в нем фото улыбающегося парня и недоверчиво сверяет его с владельцем — унылым небритым Борщовым с пустыми глазами… И все, конец фильма.
«Такая мрачная концовка мне с самого начала не нравилась, — признавался Георгий Данелия. — Финал я переделал во многом по наитию…»
Так в последних кадрах и появилась Катя со своей известной фразой: «Афанасий, мне сказали, что кто-то звонил. Я подумала, что это вы…»
Финал стал человечным, открытым и уже не безнадежным.