С конца 80-х тема штрафников и разжалованных в нашем кино перестала быть крамольной и выдвинулась на первый план. При этом она решалась примерно в одном ключе: незаконно репрессированный военачальник или харизматичный уголовник, несмотря на происки кровожадных особистов, проявляет героизм и выигрывает — если не всю войну, то какое-нибудь очень важное сражение. Эта хрестоматийная тема невинно пострадавшего героя, бывшая такой пронзительной в «Проверке на дорогах» Германа, со временем притупилась и стала угадываться по первым же штампованным кадрам. Или по первым же потрясающим кадрам — если это настоящее кино, как те два фильма («Разжалованный», 2009 год; «Дорога на Берлин», 2015 год), которые смотрел Олег ХАФИЗОВ.
Черно-белый фильм Владимира Тумаева «Разжалованный» начинается со сцены пехотной мясорубки на передовой. Юный лейтенант (Никита Тезин) принимает решение не поднимать в атаку свой взвод без артподготовки, поскольку это противоречит уставу, и тем самым спасает своих бойцов от мгновенного истребления под пулеметным огнем. За это нарушение бессмысленного приказа обезумевший от нервного напряжения комбат (Денис Карасев) срывает с лейтенанта погоны и собирается пристрелить «труса» на месте. Однако вместо этого посылает в штаб под конвоем старого пехотинца (Александр Михайлов) и молодого, но чрезвычайно рьяного лейтенанта-особиста (Филипп Бажин).
Само собой подразумевается, что в штабе разжалованного лейтенанта ждет трибунал с предсказуемым результатом — расстрелом за трусость. Но до штаба еще надо добраться среди разоренных безлюдных деревень и перелесков, где линия фронта меняется каждую минуту и можно в любую минуту нарваться — если не на немецкий отряд, то на озверелого русского дезертира.
Спесь быстро слетает с лейтенанта особого отдела, который даже не представляет, в какую сторону идти. А вся инициатива оказывается в руках бывалого «старика», который с удовольствием отпустил бы разжалованного мальчишку на все четыре стороны, если бы это было возможно. Тем более что и сам «старик» — разжалованный комбриг Красной армии, воюющий под чужим именем.
Не будем, однако, поспешно жалеть разжалованного, который и сам понимает свою вину, а потому не сбегает от конвоиров, когда такая возможность появляется. Или презирать молодого особиста, который прошел жесткую коммунистическую школу жизни в детском доме. Оба они в финальной сцене сражаются до конца и погибают как герои.
Лейтенант в фильме Сергея Попова «Дорога на Берлин» тоже не очень виноват — во всяком случае не настолько, чтобы его расстреляли на месте. Как и его ровесник из предыдущего фильма, этот неопытный офицер связи (Юрий Борисов) впервые попадает под огонь: он верхом доставляет донесение в дивизию, которая находится под угрозой окружения, а вместо этого теряется в неразберихе отступления и срывает задание.
«Тройка» трибунала определяет такое поведение как трусость, но для утверждения приговора о расстреле лейтенанта должен доставить в штаб рядовой Джурабаев (Амир Абдыкалыков) — молодой казах, выполняющий свое задание с восточным упрямством, необъяснимым с точки зрения русского человека. По пути (пока не на Берлин, а всего лишь в штаб разгромленной отступающей армии) два молодых парня преодолевают множество преград, сближаются, не раз спасают друг другу жизнь и, наконец, превращаются в настоящих друзей. Только вот их мужская дружба продолжается очень недолго и прерывается осколком немецкой бомбы.
Так что до Берлина доходит лишь один из двух друзей — русский лейтенант, оправданный трибуналом.
Фильм «Дорога на Берлин» является «ремейком» советского фильма 1962 года «Двое в степи», поставленного Анатолием Эфросом по рассказу Эммануила Казакевича. Тем более удивителен этот умный и точный взгляд на события 1942-го из 2015 года от режиссера 1974 года рождения.