Человек, отказавшийся от телевизора, но продолжающий любить хорошее кино, ставит себя перед довольно сложной задачей. Он избавляет себя от информационного шума, но при этом вынужден искать для себя фильмы в интернете, где огромное количество комментариев о фильме мало что говорит о его художественных достоинствах. Своими открытиями в этом непростом, но интересном поиске делится наш колумнист, писатель Олег ХАФИЗОВ.
Поток фильмов о Великой Отечественной войне ширится с каждым годом. Как и в прежние времена, качество произведений этого направления самое разное — от типичной халтуры до увлекательных приключенческих фильмов и военных детективов, которые нормально, хорошо или отлично справляются со своей задачей. А среди этих последних попадаются настоящие шедевры, нисколько, на мой взгляд, не уступающие лучшим советским фильмам о войне.
Картины, о которых я хотел бы поговорить («Конвой PQ-17», 2004 год; «Черные бушлаты», 2018 год) связаны одной не очень растиражированной темой — войной на Севере. Они повествуют о близких событиях в районе Мурманска и Архангельска с интервалом всего в несколько месяцев, и тем более удивительно, что оба фильма хороши по-своему, задевают за душу и оставляют такое впечатление, словно их события происходили на самом деле — с тобой или твоими близкими.
Мини-сериал «Конвой PQ-17» в интернете обозначен как «Линкор смерти» — без титров и названия. Его восемь серий разделены на две большие части, я нечаянно начал просмотр со второй части, и даже она произвела на меня сильное впечатление. А после того как увидел первую часть и все сюжетные линии связались в один кинороман, он вообще стал одним из моих любимейших фильмов последних лет.
![](https://sberbankaktivno.ru/media/wysiwyg/pathSizeS/b22c7a776685bee3df5d36418b9fd8dbS.jpeg)
Оказалось, что дата выпуска этого фильма — 2004 год. Его автор — режиссер Александр Котт, шесть лет спустя прославился еще одним шедевром о войне — фильмом «Брестская крепость». Это человек уже не советского поколения, в год выхода этой экранизации романа Пикуля ему едва перевалило за 30, и тем более удивительно то, как ему удалось почувствовать и передать военную атмосферу Севера 1942 года.
Речь в фильме идет о печально знаменитом конвое союзников, вышедшем из Рейкьявика в Архангельск в июне 1942 года. То ли опасаясь нападения германского суперкорабля, «линкора смерти» «Тирпица», то ли, напротив, заманивая его в ловушку, британский флот бросает без прикрытия караван, способный обеспечить вооружением, боеприпасами и военным снаряжением целую армию. Американским и советским кораблям каравана предлагается добираться до порта назначения врассыпную, на свой страх и риск. В открытом море на них набрасываются «волчьи стаи» подводных лодок Дёница и армады бомбардировщиков Геринга, так что до Архангельска удается добраться лишь единицам.
Эта эпическая трагедия показана с разных сторон: глазами советских и немецких подводников, советских и британских адмиралов, простых американских моряков, русских матросов, женщин и детей, которым приходится воевать и погибать рядом с мужчинами.
Отсутствие информации о фильме привело меня к заблуждению, которое, наверное, понравилось бы его создателям. Я был уверен, что это широкомасштабный международный проект, в котором немцев играют немцы, американцев — американцы и т. п. — уж больно все они похожи на настоящих. Оказалось, что честного и смелого американского моряка Брэнгвина, напоминающего одновременно Хемингуэя и Джека Лондона, играет Сергей Цепов, хладнокровного и циничного немецкого аса-подводника Зиггерса — Алексей Девотченко. Черчилль, Гитлер, «папа Карл» — адмирал Дёниц — все это наши актеры.
Веришь и в лица русских людей 1942 года, возникающие перед нами на экране. Забегая вперед, замечу, что авторы «Конвоя», как и создатели «Черных бушлатов», достигли, пожалуй, главного, на что может рассчитывать режиссер: мы не сомневаемся, что перед нами — лица наших юных дедов и бабушек, знакомые по старым фотографиям, а не медиазвезды, переодевшиеся в гимнастерки и ватники.
Из множества удачных эпизодов фильма меня особенно впечатлила встреча командира советской подлодки Лунина (Андрей Мерзликин) с командиром торпедного катера Сазанычем (Валерий Величко). Бывалый, но вовсе не воинственный моряк Сазаныч в море принимает советскую подлодку за немца и едва не отправляет ее на дно глубинными бомбами. Еле спасшийся капитан Лунин приходит к Сазанычу не для того, чтобы выяснять отношения — а чтобы объяснить товарищу его тактические ошибки, которые в следующий раз могут помешать ему потопить немца. Эти русские моряки, едва не отправившие друг друга на тот свет, не держа обиды, со смехом бодаются лбами.
![](https://sberbankaktivno.ru/media/wysiwyg/pathSizeS/bf7e02bfae7f1f11abe89ae217a1afe9S.jpeg)
Автор «Черных бушлатов» Виталий Воробьев родился в 1958 году. И люди, которых он показывает на экране, — ровесники его родителей, которых он видел очень близко и знает очень хорошо. Поэтому главная героиня фильма — снайпер Маша Белая (Александра Тюфтей) — не гламурная красавица, а бедовая конопатая девчонка в мешковатой солдатской шинели, обладающая чем-то гораздо большим, чем эффектная красота, — характером и харизмой, просвечивающей даже сквозь пороховую гарь.
В Машу влюбляется морской пехотинец, командир диверсионного отряда Леонтьев по прозвищу Левонтий (Вячеслав Крикунов). Их роман развивается непросто из-за бедового характера Маши и некоторых трагических обстоятельств, о которых старшина Левонтий и не подозревает.
И вот в первые же дни войны разворачиваются события, благодаря которым Заполярье стало единственным участком гигантского советско-германского фронта, где Красной армии удалось отразить немецкое наступление. А на некоторых участках немцам и их союзникам так и не удалось пересечь государственную границу СССР до конца войны.
Советским морякам приходится «скрестить шпаги» не с обычными пехотинцами, а с военными альпинистами горных дивизий и норвежскими частями, привычными к арктической войне. В «Черных бушлатах» более выпукло, чем в предыдущем фильме, показана роль вице-адмирала Головко, возглавившего советскую оборону. Этот флотоводец в исполнении Александра Робака лично возглавляет на катере высадку десанта, чтобы моряки видели, что он не отсиживается в кабинете в решающий момент сражения.
Тем временем отряд моряков с ленточками бескозырок, зажатыми в зубах, вырезает финскими ножами немецкую батарею, обеспечивая высадку десанта. Левонтий подрывается на мине, Маша с залитыми кровью глазами находит губами губы возлюбленного в катере, который вывозит их на Большую землю. И один из их товарищей, бывший уголовник, с юмором замечает: «Вот что значит — снайпер. Сразу попала».
Страшно, но хорошо. Прямо как в жизни.