Война на Севере — две баллады современного экрана
5 минут
05 мая 2020
Человек, отказавшийся от телевизора, но продолжающий любить хорошее кино, ставит себя перед довольно сложной задачей. Он избавляет себя от информационного шума, но при этом вынужден искать для себя фильмы в интернете, где огромное количество комментариев о фильме мало что говорит о его художественных достоинствах. Своими открытиями в этом непростом, но интересном поиске делится наш колумнист, писатель Олег ХАФИЗОВ.
Поток фильмов о Великой Отечественной войне ширится с каждым годом. Как и в прежние времена, качество произведений этого направления самое разное — от типичной халтуры до увлекательных приключенческих фильмов и военных детективов, которые нормально, хорошо или отлично справляются со своей задачей. А среди этих последних попадаются настоящие шедевры, нисколько, на мой взгляд, не уступающие лучшим советским фильмам о войне.
Картины, о которых я хотел бы поговорить («Конвой PQ-17», 2004 год; «Черные бушлаты», 2018 год) связаны одной не очень растиражированной  темой — войной на Севере. Они повествуют о близких событиях в районе Мурманска и Архангельска с интервалом всего в несколько месяцев, и тем более удивительно, что оба фильма хороши по-своему, задевают за душу и оставляют такое впечатление, словно их события происходили на самом деле — с тобой или твоими близкими.  
Мини-сериал «Конвой PQ-17» в интернете обозначен как «Линкор смерти» — без титров и названия. Его восемь серий разделены на две большие части, я нечаянно начал просмотр со второй части, и даже она произвела на меня сильное впечатление. А после того как увидел первую часть и все сюжетные линии связались в один кинороман, он вообще стал одним из моих любимейших фильмов последних лет.
Оказалось, что дата выпуска этого фильма — 2004 год. Его автор — режиссер Александр Котт, шесть лет спустя прославился еще одним шедевром о войне — фильмом «Брестская крепость». Это человек уже не советского поколения, в год выхода этой экранизации романа Пикуля ему едва перевалило за 30, и тем более удивительно то, как ему удалось почувствовать и передать военную атмосферу Севера 1942 года.
Речь в фильме идет о печально знаменитом конвое союзников, вышедшем из Рейкьявика в Архангельск в июне 1942 года. То ли опасаясь нападения германского суперкорабля, «линкора смерти» «Тирпица», то ли, напротив, заманивая его в ловушку, британский флот бросает без прикрытия караван, способный обеспечить вооружением, боеприпасами и военным снаряжением целую армию. Американским и советским кораблям каравана предлагается добираться до порта назначения врассыпную, на свой страх и риск. В открытом море на них набрасываются «волчьи стаи» подводных лодок Дёница и армады бомбардировщиков Геринга, так что до Архангельска удается добраться лишь единицам.
Эта эпическая трагедия показана с разных сторон: глазами советских и немецких подводников, советских и британских адмиралов, простых американских моряков, русских матросов, женщин и детей, которым приходится воевать и погибать рядом с мужчинами.
Отсутствие информации о фильме привело меня к заблуждению, которое, наверное, понравилось бы его создателям. Я был уверен, что это широкомасштабный международный проект, в котором немцев играют немцы, американцев — американцы и т. п. — уж больно все они похожи на настоящих. Оказалось, что честного и смелого  американского моряка Брэнгвина, напоминающего одновременно Хемингуэя и Джека Лондона, играет Сергей Цепов, хладнокровного и циничного немецкого аса-подводника Зиггерса — Алексей  Девотченко. Черчилль, Гитлер, «папа Карл» — адмирал Дёниц — все это наши актеры.
Веришь и в лица русских людей 1942 года, возникающие перед нами на экране. Забегая вперед, замечу, что авторы «Конвоя», как и создатели «Черных бушлатов», достигли, пожалуй, главного, на что может рассчитывать режиссер: мы не сомневаемся, что перед нами — лица наших юных дедов и бабушек, знакомые по старым фотографиям, а не медиазвезды, переодевшиеся в гимнастерки и ватники. 
Из множества удачных эпизодов фильма меня особенно впечатлила встреча командира советской подлодки Лунина (Андрей Мерзликин) с командиром торпедного катера Сазанычем (Валерий Величко). Бывалый, но вовсе не воинственный моряк Сазаныч в море принимает советскую подлодку за немца и едва не отправляет ее на дно глубинными бомбами. Еле спасшийся капитан Лунин приходит к Сазанычу не для того, чтобы выяснять отношения — а чтобы объяснить товарищу его тактические ошибки, которые в следующий раз могут помешать ему потопить немца. Эти русские моряки, едва не отправившие друг друга на тот свет, не держа обиды, со смехом бодаются лбами.
Автор «Черных бушлатов» Виталий Воробьев родился в 1958 году. И люди, которых он показывает на экране, — ровесники его родителей, которых он видел очень близко и знает очень хорошо. Поэтому главная героиня фильма — снайпер Маша Белая (Александра Тюфтей) — не гламурная  красавица, а бедовая конопатая девчонка в мешковатой солдатской шинели, обладающая чем-то гораздо большим, чем эффектная красота, — характером и харизмой, просвечивающей даже сквозь пороховую гарь. 
В Машу влюбляется морской пехотинец, командир диверсионного отряда Леонтьев по прозвищу Левонтий (Вячеслав Крикунов). Их роман развивается непросто из-за бедового характера Маши и некоторых трагических обстоятельств, о которых старшина Левонтий и не подозревает. 
И вот в первые же дни войны разворачиваются события, благодаря которым Заполярье стало единственным участком гигантского советско-германского фронта, где Красной армии удалось отразить немецкое наступление. А на некоторых участках немцам и их союзникам так и не удалось пересечь государственную границу СССР до конца войны.
Советским морякам приходится «скрестить шпаги» не с обычными пехотинцами, а с военными альпинистами горных дивизий и норвежскими частями, привычными к арктической войне. В «Черных бушлатах» более выпукло, чем в предыдущем фильме, показана роль вице-адмирала Головко, возглавившего советскую оборону. Этот флотоводец в исполнении Александра Робака лично возглавляет на катере высадку десанта, чтобы моряки видели, что он не отсиживается в кабинете в решающий момент сражения.
Тем временем отряд моряков с ленточками бескозырок, зажатыми в зубах, вырезает финскими ножами немецкую батарею, обеспечивая высадку десанта. Левонтий  подрывается на мине, Маша с залитыми кровью глазами находит губами губы возлюбленного в катере, который вывозит их на Большую землю. И один из их товарищей, бывший уголовник, с юмором замечает: «Вот что значит — снайпер. Сразу попала».
Страшно, но хорошо. Прямо как в жизни.
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300