Синема для ума
4 минуты
28 декабря 2019
28 декабря 1895 года в подвале парижского «Гран-кафе» прошел первый платный сеанс синематографа братьев Люмьер. Этот день считается Международным днем кино, хотя в нашей стране, как и в некоторых других кинематографических державах, существуют свои собственные, национальные дни кино. О первых, но уже довольно уверенных шагах синема размышляет писатель Олег ХАФИЗОВ.
Для начала журналистский инстинкт требует некоторой демифологизации, а вернее, уточнения нескольких фактов. Прежде всего синематографом (то есть «записывающим движение») изначально называлось не кино как таковое и даже не кинотеатр, а собственно запатентованный братьями аппарат, способный снимать, показывать и копировать киноленты.
Нельзя сказать, чтобы этот универсальный «синематограф» был абсолютно оригинальным открытием братьев, уже бывших выдающимися мастерами фотографии, как видно из их первых «движущихся картин». Более или менее удачные устройства передачи движущихся картин появляются в разных странах Европы с середины XIX века, а в США киноаппарат Диксона и Эдисона под названием «кинетоскоп» был пущен в эксплуатацию за год до исторического показа в «Гран-кафе».
Более того, и само название «синематоргаф» принадлежало  изобретателю Леону Були, который уступил его Люмьерам из-за того, что у него не хватило денег для годового взноса за патент.
Однако все киноаппараты, изобретенные до Люмьеров, обладали какими-нибудь техническими изъянами, исключавшими их коммерческое применение. А кино продолжало свое триумфальное шествие и под другими названиями. Само же слово «синематограф» или «синема» довольно быстро перешло в разряд архаизмов или стилистических изысков, как в популярной песенке из фильма «Человек с бульвара Капуцинов»:
Синема, синема, синема,
От тебя мы без ума!
Кстати, о бульваре. Создатели замечательной советской комедии ошиблись адресом. Первый кинопоказ происходил по адресу: бульвар Капуцинок (а не Капуцинов), дом 14.
Что же представляли собой первые фильмы? Перед тем как гонять кино на бульваре Капуцинок за деньги, братья сняли и показали в узком кругу «ролик» под условным названием «Выход рабочих с фабрики». Этот фильм сохранился в нескольких вариантах и представляет собой сцену выхода нарядно одетых работниц из ворот фабрики Люмьеров. Фильм оживляют затесавшийся в толпу велосипедист, собака и повозка на заднем плане. Эту мизансцену использовали и повторили 90 лучших кинорежиссеров мира, вышедших из легендарных фабричных ворот во время очередного юбилея «синема».
Но это было еще не само кино, а его, так сказать, генеральная репетиция. Синема как будто не хотело появляться на свет, прежде чем превратится в бизнес. 28 декабря 1895 года за показ уже брали деньги, а за деньги показывали полноценную программу из десятка фильмов длительностью по 50 секунд. 
Наверное, самым известным из этих коротких шедевров стал фильм «Прибытие поезда», о котором рассказывают, что зрители, увидев мчащийся на них поезд, в ужасе вскакивали и выбегали из зала, чтобы их не раздавило. Образ прибывающего поезда как некий кинематографический архетип применялся во множестве фильмов после Люмьеров, в нем использована их излюбленная диагональная перспектива, наилучшим образом передающая движение. Любопытны лица и костюмы персонажей конца XIX века, увековеченных на кинопленке. Но этот фильм, как и «Выход с фабрики», еще не имеет никакого сюжета. А другие работы Люмьеров этой же серии уже содержат в себе зародыши почти всех жанров кино, изобретенных позднее.
Здесь есть комедия о поливальщике газона, которому мешает работать мальчик, вставший на шланг, и сюжеты в жанре «Клуба путешествий» из Индокитая, Японии, Турции и России. Много «производственных» сюжетов, воспевающих  технические достижения того времени, и бытовых сценок из жизни рабочих, военных, детей. 
Братья отлично понимали то значение, которое со временем приобретут съемки спортивных мероприятий. Их первые зрители в большом количестве увидели игру в мяч, велоспорт, скачки, футбол и боевые искусства.
Но, что особенно показательно, с самого первого шага кино стало инструментом рекламы. В одной из сценок родственники Люмьеров играют в карты, потягивая при этом пиво своего собственного производства. В другой — девочка кормит кошку кормом не менее эффектно, чем в современных роликах «Вискас». В третьем Люмьеры показывают афиши своих собственных шоу в разных городах мира.
Если Россия и отставала от Европы в развитии кино, то совсем недолго. Уже через полгода первые сеансы «синема» прошли в российской столице. А в 1908 году вышел в прокат и первый отечественный фильм по мотивам песни «Из-за острова на стрежень» под названием «Понизовая вольница».
В этом триллере зрители с замиранием сердца увидели, как Стенька Разин безжалостно бросает персидскую княжну в набежавшую волну.
И это было только начало...
 
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300