Минтранс и Пенсионный фонд РФ продолжают работать над возможностью внедрения онлайн-продажи субсидируемых авиабилетов. Право на приобретение таких билетов, часть стоимости которых оплачивает государство, имеют ряд категорий льготников, в том числе пенсионеры. Однако оформить льготный проездной документ по интернету невозможно, поэтому, говорят представители общественных организаций, людям приходится стоять в кассах по 30 часов или даже ехать в другой город. В российском транспортном ведомстве дали понять, что для приобретения субсидируемых билетов планируется использовать площадку портала Госуслуг.
Минтранс совместно с Пенсионным фондом прорабатывают схему онлайн-продажи субсидируемых авиабилетов, сообщили РИА «Новости» со ссылкой на пресс-службу Минтранса. Инициатива исходит от Общероссийского объединения пассажиров, которое в апреле 2019 года обратилось к министру транспорта РФ Евгению Дитриху с предложением сделать возможной покупку субсидируемых авиабилетов по интернету.
Отметим: право купить билет по специальному льготному тарифу имеют граждане РФ в возрасте до 23 лет и пенсионеры, а также инвалиды I группы любого возраста, инвалиды с детства II или III группы и сопровождающее их лица, члены многодетных семей. Продажа авиабилетов таким категориям граждан происходит в порядке живой очереди в кассах компаний. По данным представителей Общероссийского объединения пассажиров, на Дальнем Востоке люди ожидают покупки билетов у касс до 30 часов, меняя друг друга, при этом многие ночуют возле касс.
На проблему приобретения льготных билетов Минтрансу жаловались не только представители общественных движений, но и парламентарии. Например, ранее подобный запрос в ведомство направил первый зампредседателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей Боярский («Единая Россия»). В запросе в Минтранс, сообщает ТАСС, депутат отметил, что жители многих регионов не имеют возможности воспользоваться своим правом в связи с отсутствием касс авиакомпаний, реализующих субсидируемые авиабилеты. Сергей Боярский привел в пример Великий Новгород, где «отсутствует касса в том числе авиакомпании "Аэрофлот", в связи с чем гражданам приходится уезжать в Санкт-Петербург или Москву для покупки билета, а затраты на этот процесс приводят к тому, что, учитывая издержки гражданина, сам смысл субсидируемости теряется».
«Минтранс прорабатывает схему (покупки субсидируемых билетов онлайн. — “АВ”) совместно с Пенсионным фондом РФ, — сказали в пресс-службе Министерства транспорта в четверг, 12 декабря. — Конкретные нормативные правовые акты, в которые необходимо внести изменения, пока не определены. Работу над ними планируется начать в 2021 году». Предполагается, что через интернет можно будет приобрести не только субсидируемые авиабилеты — аналогичным образом оплатить проезд можно будет и по железной дороге. «По железнодорожным билетам работа продвинулась гораздо дальше, поэтому в похожем формате, с использованием реестров распределенных данных (блокчейн), будет создаваться система для покупки авиабилетов, — сообщил РИА “Новости” председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. — Это будет реализовано без дополнительной регистрации на портале Госуслуг или иных ресурсах. Достаточно будет указать свои данные на сайтах авиакомпаний, где ведется продажа билетов для льготных категорий граждан».
В транспортном ведомстве ранее также сообщили, что для покупки льготных билетов планируется использовать портал Госуслуг. «В настоящее время Минтрансом России совместно с Минкомсвязью России прорабатывается вопрос обеспечения возможности авторизации пассажиров при покупке льготных перевозок через иные государственные информационные системы, в том числе через портал "Госуслуги"», — заявил замглавы Минтранса Александр Юрчик ТАСС в сентябре 2019 года. По его словам, основными проблемами реализации льготных перевозок через онлайн-платформы являются использование российскими перевозчиками пяти разных систем бронирования и отсутствие единого общедоступного источника информации, необходимой для подтверждения права на перевозку по специальному тарифу для всех категорий льготных пассажиров. Так, предлагаемая для использования Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО) не содержит в себе необходимых сведений, уточнил он, сославшись на информацию Пенсионного фонда России.
Отмечу, что в четверг, 12 декабря, Госдума приняла закон, которым предоставляет гражданам право выбирать вариант получения информации о полагающихся льготах. «Законопроект предусматривает определение порядка информирования граждан о мерах социальной поддержки, социальных гарантиях и выплатах, право на которые возникает у граждан, столкнувшихся с определенными жизненными обстоятельствами», — заявила член комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Татьяна Сапрыкина. Установлено, что информацию можно получить любым удобным способом: через портал Госуслуг, через единый кол-центр или в ходе посещения органа власти. Председатель Госдумы Вячеслав Володин в связи с этим отметил, что меры социальной поддержки охватывают 54 млн граждан: «К сожалению, далеко не все люди знают о положенных им льготах и выплатах, не у всех есть силы и возможности самостоятельно найти эти сведения. Должна быть единая, простая и доступная система информирования».