Главные претенденты на «Большую книгу»
4 минуты
10 декабря 2019
Торжественная церемония премии «Большая книга» пройдет уже сегодня, 10 декабря. В этот день будут чествовать лауреатов и трех победителей читательского голосования. В прошлом году лауреатами стали Мария Степанова («Памяти памяти»), Александр Архангельский («Бюро проверки») и Дмитрий Быков («Июнь»). 
Шорт-лист этого года объявили во время книжной выставки «Красная площадь», в него вошло 12 книг:
  • Алексей Сальников «Опосредованно»;
  • Евгения Некрасова «Калечина-Малечина»;
  • Олег Лекманов, Михаил Свердлов, Илья Симановский «Венедикт Ерофеев: посторонний»;
  • Гузель Яхина «Дети мои»;
  • Вячеслав Ставецкий «Жизнь А. Г.»;
  • Евгений Водолазкин «Брисбен»;
  • Григорий Служитель «Дни Савелия»;
  • Роман Сенчин «Дождь в Париже»;
  • Линор Горалик «Все, способные дышать дыхание»;
  • Александр Гоноровский «Собачий лес»;
  • Сухбат Афлатуни «Рай земной»;
  • Ольгерд Бахаревич «Собаки Европы».
Мы выбрали свою пятерку лидеров. А за кого проголосовали бы вы?
Алексей Сальников «Опосредованно»
Предыдущий роман автора, «Петровы в гриппе и вокруг него», стал лауреатом премии «Национальный бестселлер» в 2018 году, поэтому новой книги с нетерпением ждали и критики, и читатели. И у тех и у других «Опосредованно» вызвал неоднозначные чувства.
Впрочем, неоднозначный сюжет и у самого романа — с одной стороны, он вроде бы про альтернативную реальность: в ней стихи действуют на людей как наркотик.
Не любые, конечно: какие-нибудь басни Крылова разрешены даже школьникам, а вот более сложная поэзия вроде Бродского или Пастернака — нелегальна и притягательна одновременно. Главная героиня, девушка с Урала по имени Лена внезапно открывает в себе талант к сочинению расширяющих реальность «стишков» и становится практически наркобароном.
Что, впрочем, не отменяет реальности самой обычной: замужество, рождение двойняшек, уход мужа к первой школьной любви, болезненные отношения с матерью, взросление дочерей…
Сложно сказать, дополняют ли эти две линии и две реальности друг друга или, напротив, разрушают цельность произведения. Так же как и общая насыщенность текста деталями, метафорами и размышлениями о жизни и литературе, которые то расходятся, то тесно сплетаются друг с другом.
Евгения Некрасова «Калечина-Малечина»
Сама Некрасова назвала свою книгу романом «об отчаянии и непонимании, о поиске сочувствия и милосердии, о том, что монстром стать легко — если тебя никто не любит».
Это своего рода история о Малыше и Карлсоне, только более реалистичная и мрачная. Жизнь девочки Кати — ежедневный мрачный квест, который катится-колошматится, как в Катиной поговорке, непонятно куда и зачем. В школе — глумящиеся одноклассники и такой же педагог; дома — усталые, несчастные, замученные родители, для которых дочь — еще одна проблема и источник мучений. 
В качестве сказочного, то ли вымышленного, то ли реального друга здесь появляется страшненькая кикимора на куриных ножках. Это волшебное созданьице довольно жестоко, но очень эффективно начинает «низводить и курощать» и Катиных школьных врагов, и мошенника, обманувшего Катиных родителей, и приводит повествование к вполне оптимистичному финалу.  
Олег Лекманов, Михаил Свердлов, Илья Симановский «Венедикт Ерофеев: посторонний»
Единственная из всей подборки, написанная в жанре нон-фикшен, книга стала первой биографией автора «Москва — Петушки». 
«О свободном человеке, которому довелось жить в несвободное время в несвободной стране, мы и попытались рассказать в этой книге» — такими словами завершают свой действительно впечатляющий труд авторы. Свидетельства и воспоминания современников, документы из личного архива и, конечно, отсылки к поэме — книга разбита на восемь глав, каждая из которых, кроме последней, посвящена одновременно и реальному Венедикту Ерофееву, и лирическому герою Веничке.
Григорий Служитель «Дни Савелия»
Лестное предисловие к дебютному роману актера «Студии театрального искусства» написал общепризнанный авторитет в области литературы и литературоведения Евгений Водолазкин. По его словам, это тот случай, когда талантливый актер и талантливый писатель соединились и оба дара «начали взаимодействовать, усиливая и взращивая друг друга».  
Известно, что издатель Елена Шубина приняла решение печатать роман, даже не прочитав его до конца. Реакция читателей была не менее лестной — первый тираж раскупили так быстро, что понадобился второй. Роман, посвященный любимой кошке автора Гермионе, оказался поистине народным — по-хорошему простым, глубоким и искренним. 
Рассказчик и главный герой «Дней» — кот-философ по имени Савелий, живущий у разных людей, у каждого из которых — своя история, своя радость и боль. Получилась книга о любви, нежности, счастье, а еще — о Москве, которая стала одним из персонажей романа.
Гузель Яхина «Дети мои»
Дебютный роман Яхиной о раскулачивании в 1930-х «Зулейха открывает глаза» номинировался на «Большую книгу» и получил приз читательских симпатий в 2015 году. Вторая книга посвящена тому же периоду советской истории, но главным героем становится не татарская крестьянка, а поволжский немец Якоб Бах.
Впрочем, историческим роман назвать можно с большой натяжкой — и онемевший после смерти жены Якоб, и его двое детей, родная дочь и приемный сын, живут в своем, притчево-фантастическом мире зачарованного хутора: сложно попасть и еще сложнее — выбраться. Якоб сочиняет жутковатые сказки, по непонятной причине сбывающиеся в советской реальности. 
Магический реализм заканчивается только на эпилоге, в котором сухо и скупо излагается реалистичная версия событий. Такой вот настоящий исторический конец советской сказки — вместо привычного «жили долго и счастливо».
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300