На экране спортивного кафе идет трансляция мужского чемпионата мира по боксу из Екатеринбурга. Избалованные боями профессионалов, мы последнее время гораздо меньше стали уделять внимания любительскому боксу. И уж, конечно, ни один парень (человек неженского пола) первого по-настоящему цифрового поколения Z не выпалит, как мы когда-то, без запинки, имена главных кумиров бокса своего времени: Кассиус Клей, Теофило Стивенсон, Валерий Попенченко… Тем не менее происходящее на экране оказывается на удивление захватывающим. Я погружаюсь в интригу очередного поединка, как вдруг замечаю в ринге нечто необычное. Рефери невысокого роста, в черных брюках и белой сорочке, как будто не совсем мужчина.
Боксер в юбке
С подобной проблемой, наверное, столкнулся М.И. Кутузов при виде первой в России женщины-кавалериста Надежды Дуровой. Все вроде по уставу, но что-то не так…
— Слушай, — обратился я к соседу по столику, — это что, женщина-рефери? Когда я занимался боксом, такого не было.
— Точно, баба, — отвечал мой сосед. — И перчатки надела, чтобы не докасаться до мужика. Наверное, брезгует.
Действительно, на этой и других рефери немужского пола были резиновые гигиенические перчатки, какие медицинские работники надевают во избежание инфекции. Но об их назначении — вовсе не медицинском — я догадался позднее.
Первые мысли после осознания того, что и боксерские поединки мужского чемпионата мира теперь судят женщины, вполне укладывались в рамки того, что толерантно именуется «мужским свинским шовинизмом».
Перед нами — очередная атака либеральной идеологии, последовательно выбирающей все традиционные ценности, к которым относится и понятие мужественности. Если хоть какое-то занятие еще считается истинно мужским, то надо передать его в руки мужиковатых баб и сделать вполне бесполым.
К женскому футболу, женской тяжелой атлетике и женскому боксу мы уже достаточно привыкли. Остается приучиться к тому, что подростки поколения Z будут драться один на один с девочками за школой и трусливо от них удирать, вместо того чтобы защищать от хулиганов того же поколения.
К тому же новые правила, наверное, были приняты в угоду модному мировоззрению, чтобы доказать, что и мы относимся к достаточно современному, бесполому обществу…
Так ли это?
Судья — существо бесполое
Когда мы начинали заниматься боксом в детстве, женского бокса еще не было, это верно. Но в Китае и других странах Дальнего Востока, более нас приверженных традициям, женщины единоборствами занимались, и еще как. Это было и технично, и круто, и красиво, и у таких боевых дам было чему поучиться — хоть женщине, хоть мужчине.
В нашу институтскую секцию дзюдо уже принимали девушек, и в них не было ничего мужиковатого, так что бороться с ними в партере было даже приятно. А затем в городе появились и девушки-боксеры, и одна из них даже стала чемпионом мира среди профессионалов — и встреча с нею на ринге уже вряд ли показалась бы приятной боксеру того же веса.
Что касается женского судейства, которое нас так удивило, то и оно не является такой уж свежей новостью — скорее уж мы были недостаточно внимательны.
Единственной женщиной-рефери по боксу на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро в 2016 году была Наталья Цой из Казахстана. Эта капитан полиции из Караганды начинала спортивную карьеру в таком вполне женском виде спорта, как бальные танцы, а затем переключилась на восточные единоборства и бокс, став первым в истории казахского бокса женщиной — мастером спорта. Она окончила Омскую академию МВД России и работала на кафедре физкультуры Академии МВД Казахстана, но теперь покончила с юридической карьерой и занимается только спортивным судейством, причем на женском чемпионате мира в Индии она была признана лучшим рефери.
Кроме Натальи в Казахстане есть еще две женщины — рефери по боксу, причем одна из них, Асия Аманбаева, также имеет статус судьи Международной федерации любительского бокса (АIBA).
Еще одна женщина-рефери, Светлана Маркина из Краснодара, в отличие от большинства своих коллег, сама челюсти никогда не крушила. Она работала пресс-секретарем в Федерации профессионального бокса Южного и Северо-Кавказского округов, освоила тонкости судейства под руководством опытного специалиста (мужчины) и сама стала профессиональным рефери.
Светлана говорит, что в начале ей приходилось сталкиваться с ироническим отношением в свой адрес, но это продолжалось недолго.
— По-моему, судья — существо бесполое, — говорит она. — То есть надо четко знать правила и уметь сориентироваться в ситуации очень вовремя.
Ведь боксер-профессионал — это работа. И она всего лишь грамотно выполняет свою работу на ринге.
Бокс — не единственный вид спорта, который в недавнем прошлом считался исконно мужским. Еще раньше «обабилась» (извиняюсь за выражение) борьба.
Так, в Бурятии единственной женщиной-судьей международной категории по вольной борьбе является Юлия Бумбошкина. Правда, Юлия не считает борьбу (в отличие от бокса) чисто мужским спортом, признавая лишь ее определенную грубость.
Из интервью с Юлией я и догадался о том, почему женщины-рефери на ринге надели гигиенические перчатки. Оказалось, что дело тут вовсе не в их патологическом отвращении к мужскому полу.
Спортсмены-мусульмане, совершающие намаз перед схваткой, считают, что от прикосновения чужой женщины (кроме матери и сестры) омовение теряет свою силу. А рефери по борьбе должна не только пожать руки обоим спортсменам перед поединком и поднять руку победителя после него. Она еще обязана потереть пальцем тело борца, чтобы проверить, не обмазался ли он мазью.
Однажды на Кавказе борец-мусульманин подошел к Юлии и сказал:
— Можно я не буду пожимать вам руку? Вы же знаете, у меня омовение было.
Юлия допустила это нарушение правил, но после схватки ей все равно пришлось потрогать этого мальчика — насильно, поскольку он выиграл, и она должна была поднять его руку.
— Что такое? — сказала она борцу. — Как ты хочешь бороться дальше на чемпионате мира и Европы? Там много женщин, так что давай, привыкай.
Юноше пришлось покориться. Да вряд ли он бы смог отказать девушке с такой мышечной массой.