Экономика влияния
7 минут
05 ноября 2019
Цифровой мир не только облегчает и упрощает нашу жизнь, но и таит новые, незнакомые опасности. Владимир ГЕНДЛИН — о краже идентичности в интернете и о том, как не стать жертвами мошенников.
Лет 10 тому назад я решил завести аккаунт во «ВКонтакте». И не смог. Оказалось, мое имя уже занято. Я, конечно, возмутился и отправился посмотреть на страницу того наглеца, который присвоил мое имя, под которым я комментирую бокс: Владимир Гендлин-младший. И обнаружил, что это некий поклонник моего творчества, который на своей странице размещает все телекомментарии бокса в моем исполнении. Справедливости ради, этот юзер не претендовал на то, чтобы выдавать себя за меня, — он просто посвятил эту страницу моей работе. 
Я не стал устраивать разбирательств и решил, что это вполне безобидный каприз. Я нередко видел, как пользователи спортивных форумов присваивают себе имена любимых звезд — в дискуссиях участвуют доморощенные «Майки Тайсоны», «Кости Цзю», «Мохаммеды Али». Так мы в детстве когда-то играли в «Чапаева» и «Петьку», «неуловимых мстителей» («Чур, я сегодня Яшка-цыган!»), потом в «Штирлица». Ладно, пусть балуется, подумал я. Но в глубине души шевелилось некое беспокойство: а вдруг этот гражданин где-нибудь ляпнет какую-то глупость, и мне потом придется краснеть перед знакомыми и оправдываться?
Сегодня оказывается, что такие шутки не только небезобидны — на вашем имени могут даже зарабатывать неплохие деньги различные злоумышленники. Года два назад газета The New York Times опубликовала расследование о деятельности компаний, которые воруют чужие аккаунты в соцсетях и заставляют их работать в интересах своих клиентов. Вот типичная история.
Джессика Ричли из Миннесоты — обычная девушка, которая переписывается с друзьями на Facebook и в Twitter, перепощивает шутки, картинки, жалуется на скуку, а иногда размещает селфи с надутыми губками. В общем, одна из 3 миллиардов обычных пользователей мировых соцсетей. Но она долгие годы не знала, что у нее есть «клон», двойник и полная тезка, которая под ее именем занимается совершенно другими делами. Та, другая Джессика Ричли «толкает» канадскую недвижимость, приторговывает криптовалютами и пиарит радиостанцию в далекой африканской стране Гане. Больше того — эта умница псевдо-Ричли активно лайкает, фолловит и комментирует аккаунты на арабском и индонезийском языках (на которых настоящая Джессика никогда не говорила). А еще эта поддельная Джессика продвигает в интернете порносайты с такими картинками, от которых настоящая Джессика сгорела бы от стыда и никогда не оправдалась бы перед своими родителями, приятелями и учителями в школе. 
Все сайты, на которых неустанно трудится псевдо-Джессика, принадлежат клиентам мутной американской фирмы Devumi. Эта компания содержит в своей базе порядка 3,5 миллиона автоматически сгенерированных аккаунтов (то есть ботов), которые она по многу раз продает разного рода знаменитостям и компаниям, желающим похвастаться большим количеством фолловеров (поклонников, последователей). Ведь в современном цифровом мире, который уже прозвали «экономикой влияния», важно продемонстрировать размер своей аудитории. Эту аудиторию можно монетизировать, например продать рекламодателям. Так, по данным Captiv8 (компании, которая связывает влиятельных людей с брендами), в Америке знаменитый человек (инфлюэнсер, по-нынешнему) со 100 тысячами последователей может заработать в среднем 2 тысячи долларов за рекламный твит, а если у вас миллион последователей, то вы заработаете и все 20 тысяч долларов.
Торговля у Devumi идет бойко: по данным The New York Times, эта компания заработала миллионы долларов на продаже примерно 200 миллионов последователей только в Twitter. Но самое интересное, что в ее базе помимо фейковых аккаунтов обнаружились реальные люди с реальными именами, адресами, фотопортретами, контактами и прочими личными данными. Джессика Ричли, по оценкам газеты, стала одной из примерно 55 тысяч живых, реально существующих пользователей Twitter, у которых, по сути, украли их личность и использовали в своих целях без их ведома. 
Сегодня только в Twitter, по некоторым оценкам, около 15% аккаунтов принадлежат автоматически сгенерированным ботам — это почти 48 миллионов. Еще примерно 60 миллионов гуляют на Facebook. Все они, вместе с украденными реальными аккаунтами, используются для рекламного влияния на аудиторию, для обеспечения победы в политических дебатах, для влияния на выборы президентов, для шельмования компаний нечестными конкурентами, для разрушения репутаций неугодных персон. Кто заказчики? У одной только Devumi порядка 200 тысяч клиентов — покупателей фальшивых аккаунтов: это телезвезды, спортивные кумиры, бизнес-гуру, модели, политики. Всем им нужно козырять аудиторией поклонников, и они готовы за это платить. 
Если вы какое-то время пользовались социальными сетями — например, Facebook, — то наверняка вам приходили запросы на «дружбу» (френд-запросы) от неизвестных вам личностей. Часто это офицеры американской армии или миловидные девушки, а иногда даже известные персоны. Чаще всего на их странице почти нет собственных постов, да и друзей почти нет, а сам аккаунт создан совсем недавно, если не вчера. Не ломайте голову, где вы могли с ними познакомиться в реальной жизни. Это почти наверняка боты или краденые аккаунты, которые хотят вас использовать в своих целях. Эти цели могут быть почти безобидными (в один прекрасный день вы обнаружите, что вас зачислили в группу любителей путешествий или поклонников строительной фирмы — вы там будете исполнять роль «массовки»). Но, возможно, их интересуют ваши контактные данные вроде номера телефона и электронной почты. Есть программы, которые, на манер пылесоса, собирают по всему миру электронные адреса, а потом подбирают к ним пароли (это гораздо легче, чем кажется). А поскольку личные кабинеты в интернет-банках привязаны к электронной почте и телефону, то тем самым злоумышленники получают доступ к вашему банковскому счету. Вывод: не стоит доверчиво относиться к незнакомцам в соцсетях и вообще в интернете.
Вообще неразумно доверять любой информации из интернета. Мировая сеть всегда была и остается мусорной свалкой, в которой лишь очень осторожно следует выбирать стоящую информацию. Здесь крадут не только деньги, но и умы людей. Экономика влияния основана на пропаганде — политической, экономической. Вам наверняка попадались в соцсетях скандальные и броские цитаты за подписью известных людей — канцлера Бисмарка, Маргарет Тэтчер, Омара Хайяма, Фаины Раневской и т. д. И вот уже какой-нибудь Цицерон пророчит великое будущее России (хоть и умер за 1 тысячу лет до возникновения Киевской Руси и за 1,5 тысячи лет до образования Российской империи ), а глава ЦРУ Аллен Даллес признается в коварных планах извести, расчленить и разрушить Россию, всех нас превратить в рабов, остальных расстрелять, съесть и посадить в тюрьму, а вождь какого-нибудь африканского племени требует отобрать у России все недра с полезными ископаемыми. Какая-нибудь бабушка, прочитав такое, сразу упадет в обморок от страха, ведь «в интернетах врать не будут», а цитата написана на такой красивой плашке, почти что на официальном бланке с печатью, вон и подпись стоит… 
А еще есть много историй, которые распространяются от имени якобы «очевидцев». Начинаются они, например, словами: «Срочный перепост! Я в шоке от этого ужаса!..» И дальше идет сеющая панику информация о каком-то ужасном происшествии или поступке известного человека. Не торопитесь пить валидол — подождите денек-другой, когда об этом напишут еще несколько известных изданий. Не торопитесь также верить страшным фотографиям и видео — мы знаем много примеров, когда для иллюстрации вчерашней «беды» использовались фото и видео столетней давности, сделанные на другом конце света и совсем по другому поводу. Ну и не забудем про волшебные способности фотошопа.
К сожалению, пожилые люди очень доверчивы и сердобольны, поэтому легко ведутся на просьбы о помощи. Увидев на фото больного ребенка, или изможденную женщину, или раненую собачку, они сразу готовы перечислить последние деньги на лечение, вызволение из тюрьмы, ремонт после пожара. Особенно если информацию перепостила знакомая, такая же доверчивая бабушка. К счастью, просьбы о помощи больным публикуют благотворительные организации. Но сделайте простой шаг: позвоните по телефону, наберите имя или название в интернете и проверьте, существует ли такая организация или человек. 
Не верьте ни одной информации, если в ней нет ссылки на заслуживающий доверия источник. Но даже и тогда не верьте. Если сильно зацепило, то лучше проверьте в нескольких источниках. И если новость перепечатана лишь несколькими сомнительными СМИ, о которых вы никогда прежде не слышали, то сразу забудьте про нее — вас обманывают.
Цифровое общество — это новый незнакомый мир. В нем расплодилось немало новых, доселе неизвестных хищников, которые охотятся за доверчивыми людьми. Одни хотят украсть ваши деньги, другие воруют ваш разум. 
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300