Жизненный вопрос: делать прививки или нет
7 минут
09 октября 2019
Вопрос вакцинации населения, особенно детского, сейчас стоит как никогда остро. Всемирная организация здравоохранения бьет тревогу из-за снижения охвата вакцинацией населения, а родители детей первого года жизни все чаще поднимают вопрос о поствакцинальных осложнениях. Так все-таки существуют ли побочные реакции у вакцин или это плод воображения антипрививочников? 
Предмет споров и опасений
Поствакцинальные осложнения действительно существуют, вне зависимости от того, насколько тревожна мама конкретного ребенка, является она антипрививочницей или доктором медицины. По счастью, случаются они очень редко и представляют собой необычный иммунный ответ организма на введение вакцины. Какая-то часть из них связана с ошибками при производстве, хранении и транспортировке, технике введения, недостаточной оценке состояния здоровья ребенка в момент вакцинации (прививка во время ОРВИ). Но какая-то часть побочных эффектов возникает и при полном соблюдении всех правил и технологий. То есть их никак невозможно было предугадать и предотвратить, по крайней мере на сегодняшнем этапе развития медицины. Основная часть таких осложнений связана либо с тем заболеванием, от которого прививается человек, либо с аллергическими реакциями, среди которых наибольшую опасность представляют угрожающие жизни: анафилактический шок, отек Квинке, синдром Стивена — Джонсона, Лайела и др. 
Стоит отметить, что угрожающая жизни аллергическая реакция может возникнуть практически на любой лекарственный препарат, попавший в организм, например на банальный бисептол или парацетамол, но если постоянно думать о том, что может произойти все, что написано в инструкции к препаратам, то можно в конце концов умереть от отсутствия медикаментозной помощи. Резкая реакция иммунитета возможна и на введение любого чужеродного белка, в случае с вакцинами это могут быть культуры, на которых выращены вирусы, например куриный белок, дрожжи, или используемые в качестве стабилизатора — например, желатин.
Есть реакции, которые считаются нормальными и проходят без какого-либо вмешательства со стороны врачей. К ним относят покраснение и небольшой отек в месте прививки, незначительное повышение температуры тела в день прививки или в течение нескольких дней после, а также повышение температуры до высоких значений (38–39°С), легко «сбиваемой» жаропонижающими средствами.
Людей обычно настораживает существование более серьезных и необратимых последствий. Перечень поствакцинальных осложнений подлежит медицинской статистике и закреплен в приложении к Закону об иммунопрофилактике в РФ. Сюда входят анафилактический шок, тяжелые генерализированные аллергические реакции (отек Квинке, синдром Стивена — Джонсона, синдром Лайела, синдром сывороточной болезни), энцефалит, энцефалопатия, серозный менингит, полиневрит, судорожный синдром, вакционоассоциированный полиомиелит, генерализованная инфекция, остеит, остит, остеомиелит, вызванные вакциной БЦЖ, хронический артрит, вызванный вакциной против краснухи.
Статистика «против»
Вакцина БЦЖ (BCG) предназначена для защиты от туберкулеза, ставится в России детям первых лет жизни. Одно из самых опасных осложнений — генерализованная БЦЖ-инфекция, угрожающая летальным исходом (российская статистика — 1,56−4,29 случая на 1 млн доз). Не угрожающие жизни, но инвалидизирующие последствия: БЦЖ-остеит (туберкулез костей) и БЦЖ-лимфаденит. Первый поражает 5−20 детей на 100 тысяч. БЦЖ-лимфаденит возможен в 11 случаях на 100 тысяч детей.
Корь. Согласно статистике, указываемой в инструкции к вакцинам, вероятность анафилактических реакций: 1–3 случая на миллион доз. Поствакцинальные энцефалиты (воспаление мозга) — 1 случай на 10 млн доз. Еще одно осложнение после прививки — тромбоцитопения: снижение количества тромбоцитов в крови, что ведет к ее несворачиваемости, повышению риска кровотечений: 2–6 случаев на 100 тысяч привитых (больной подлежит госпитализации и длительному лечению).
Вакцина от полиомиелита. В редких случаях применение живой оральной полиовакцины приводит к заражению полиомиелитом (чаще всего у детей с нарушенным иммунитетом и с врожденными пороками пищеварительной системы). Российская статистика по вакциноассоциированному полиомиелиту дает разброс от 500 тысяч до 2 млн удачных доз введения на одну неудачу. Статистика США говорит о 6–8 заболеваниях полиомиелитом на 2,5 млн вакцинированных. Нюанс еще и в том, что привитый оральной вакциной может быть заразен для окружающих, если у них, в свою очередь, нет иммунитета к полиомиелиту, чей иммунитет ослаблен врожденно, или приобретенно (ВИЧ), или после соответствующей терапии (например, у онкобольных). Поэтому сейчас активно внедряется иммунизация инактивированными полиовакцинами. Правда, они вызывают несколько менее стойкий иммунитет к полиомиелиту. 
АКДС. Предназначена для защиты от коклюша, дифтерии и столбняка. Прививка, традиционно вызывающая тревогу у родителей, считается одной из самых реактогенных, в основном из-за коклюшного компонента. О связи АКДС с поражением мозга (энцефалопатией), ведущему к различного рода параличам, парезам и отставанию в развитии, неоднократно ставился вопрос родительскими ассоциациями в США. В 1970-е с докладом о возможной связи АКДС и поражения мозга публично выступал английский детский невролог Джон Уилсон. А проведенное исследование английского врача Дэвида Миллера пришло к выводам, что необратимое поражение мозга наступает у одного из 100 тысяч детей после троекратной вакцинации. Правда, все эти исследования не подтвердились при последующей попытке их повторить. И сейчас ВОЗ придерживается той точки зрения, что старты многих неврологических врожденных синдромов проявляют себя не с первых дней рождения, а на первом году жизни. А поскольку в этот же период младенцы активно проходят вакцинацию, то старт заболеваний часто совпадает с постпрививочным периодом. 
По российской статистике, неврологические нарушения возможны в результате поствакцинального энцефалита. Частота такого нарушения — 0,05% на 100 тысяч привитых. В инструкциях к многочисленным вакцинам АКДС разных производителей среди указанных побочных реакций описаны: высокая температура, непрерывный необычный плач в течение нескольких часов, сыпь, бронхит, рвота, диарея. Долгий пронзительный плач ребенка (как признак головной боли или неврологической реакции) после первой вакцинации в некоторых инструкциях указывается как противопоказание к ревакцинации.
Статистика «за»
Есть и другая статистика. Так, например, при заболевании корью энцефалит возникает в 1 случае на 1–2 тысячи заболевших, при краснухе — 1 случай на 6 тысяч, при коклюше — 4 тысячи на 100 тысяч заболевших. При заболевании ребенка туберкулезом туберкулез костей возникает у 4,5 тысячи детей на 100 тысяч заболевших. В довакцинационную эру дифтерия уносила в США около 12 тысяч жизней, ежегодно около 15 тысяч детей оставались парализованными после полиомиелита, а около 1 тысячи из них погибали. По оценкам ВОЗ, в 2017 году от кори в мире умерли 110 тысяч человек, большинство из которых — дети до 5 лет, не привитые ранее, смертность от ветрянки — 1 на 60 тысяч случаев, смертность от полиомиелита — 5–10% от числа заболевших, среди подростков и взрослых — 15–30%. По данным ВОЗ, в мире наблюдается около 15 млн случаев коклюша (в основном в развивающихся странах), среди заболевших и погибших 190 тысяч — дети. В довакцинную эру летальность от дифтерии достигала 50–60%. В России до сих пор регистрируются случаи смерти в результате осложнений ветряной оспы, статистика не всегда собирается, но есть данные за 2007–2008 годы о 10 случаях, среди которых 6 детей и 4 взрослых.
Если сравнивать, вероятность осложнений при заболевании выше, чем при вакцинации. Но сухие цифры статистики слабо утешает тех, чей ребенок стал тем самым «одним на миллион». И любую логику статистики может поломать родительская мысль: «А что если это случится с моим ребенком?..»
Ситуация с прививками очень похожа на полет на самолете. С одной стороны, это самый безопасный вид транспорта. С другой — да, они действительно иногда падают. При этом совсем отказывается от полетов только малая часть населения. Кто-то тщательно выбирает авиакомпанию, кто-то летает только в самом крайнем случае, а кто-то говорит себе: «Я все равно не могу предугадать, упадет ли мой самолет или доберется до места удачно, но откладывать жизнь не хочу и все равно полечу». Но нервничают в той или иной степени практически все.  
Так же и с прививками: основная масса людей все-таки прививаются и прививают своих детей. Со страхом, по индивидуальному графику, строго следя, чтобы в день прививки ребенок был здоров. Покупают импортные вакцины и ставят прививку в платных центрах или у знакомых врачей, которым доверяют. Но переживают и с тревогой следят за ребенком в период вакцинации практически все родители.
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300