Старшее поколение повышает сетевой статус
3 минуты
08 октября 2019
Половина граждан России в возрасте старше 55 лет используют интернет, а треть из них являются активными пользователями Сети. К такому выводу пришли в Федеральной службе государственной статистики (Росстат). Больше всего — 57% — представителей этой возрастной группы используют возможности интернета для общения в социальных сетях. 49% занимаются поиском информации, связанной с темой здоровья, 46% используют мессенджеры для звонков и видеосвязи, 45% анализируют данные о товарах и услугах. При этом только чуть более четверти людей старшего поколения активно пользуются возможностями онлайн-доступа к госуслугам.
Росстат обнародовал итоги исследования о том, насколько глубоко интернет вошел в жизнь россиян старшего поколения. «Для половины россиян старше 55 лет интернет стал привычным атрибутом их быта, — сделали вывод авторы. — Они общаются в социальных сетях, ищут ответы на волнующие вопросы, совершают видеозвонки, анализируют качество товаров и услуг». Отметим, что отставание от более молодых пользователей по-прежнему внушительное: люди старшего поколения в два раза реже, чем молодежь (в возрасте 15–34 года) используют компьютер и выходят в интернет.
Чем занимаются в Сети граждане в возрасте? Росстат ответил на этот вопрос так: общаются в социальных сетях (57%), занимаются поиском информации, связанной с темой здоровья (49%), используют мессенджеры для звонков и видеосвязи (46%), анализируют данные о товарах и услугах (45%). При этом чаще всего пожилые пользователи выходят в Сеть из дома.
В ведомстве также оценили самые распространенные компьютерные навыки, которыми овладели представители старшего поколения: работа с текстовым редактором (43%), электронной почтой (37%), копирование или перемещение файлов (30%), передача файлов между устройствами (25%). Доля пользователей, способных установить операционную систему, изменить настройки программного обеспечения, самостоятельно написать программное обеспечение с использованием языков программирования, среди респондентов старше 55 лет очень незначительна, отмечают эксперты.
Любопытно, что только чуть более четверти людей старше 55 лет активно пользуются возможностями онлайн-доступа к госуслугам. Наиболее востребованы услуги, связанные со здравоохранением и медициной (35%), оплатой налогов и сборов (17%), а также обязательств ЖКХ (14%). Возможностями интернета для заказа товаров или услуг онлайн пользуются всего лишь 10% представителей этой возрастной группы. 
Два года назад исследование, посвященное анализу поведения в Сети людей старше 55 лет, было проведено одной из ведущих компаний в сфере информационной безопасности «Лаборатория Касперского». Однако респондентами были не только россияне, а жители (12 546 человек) 21 страны в возрасте от 16 лет. 13% опрошенных были старше 55 лет: 7% составили интернет-пользователи от 55 до 64 лет и 6% — от 65 и старше. Тогда 94% опрошенных в возрасте от 55 лет отметили, что регулярно пользуются электронной почтой. 25% используют мессенджеры и видеозвонки, в том числе Skype и Google Hangouts. 61% людей старше 55 лет зарегистрированы в соцсетях. Опрос «Лаборатории Касперского» показал близкое знакомство людей старшего поколения с финансовыми операциями в интернете. Так, 64% регулярно прибегают к услугам интернет-магазинов, оплачивая покупки кредитными и дебетовыми картами. 68% пользуются онлайн-банкингом. Более трети из них также регулярно покупают билеты и бронируют отели онлайн. Примечательно, что, согласно данным «Лаборатории Касперского», почти четверть людей старше 55 лет стараются избегать использования популярных веб-сайтов, таких как Google и Facebook, из-за опасения утечки личной информации.
В целом люди старшего поколения хорошо усваивают уроки финансовой грамотности и все реже попадают на удочку интернет- мошенников. Такое мнение высказал глава Центра мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере Банка России Артем Калашников («АВ» рассказывал об этом 10 апреля). «Два-три года назад пенсионеры были основной целевой аудиторией мошенников, сейчас фокус внимания сходит на людей, которым до 40 лет», — сообщил он. Артем Калашников связывает это с масштабной разъяснительной кампанией, которую проводит государство. «У нас была программа информационная в СМИ, они (пенсионеры. — «АВ») больше внимают этой информации, слушают, — цитирует ТАСС Артема Калашникова. — Мы реально видели, что благодаря работе по финграмотности, которая уже проводилась, пенсионеры стали менее восприимчивы к таким вещам».  
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300