Россияне не хотят перекладывать заботу о пожилых родителях на роботов
4 минуты
05 сентября 2019
75% россиян некомфортно при мысли, что об их пожилых родителях будут заботиться роботы, лишь 14% граждан такое положение дел кажется приемлемым. Это выяснили сотрудники Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, проведя опрос населения о восприятии взаимодействия с роботами. Любопытно, что в конце августа «АВ» рассказал о другом опросе, согласно которому почти половина граждан России старше 70 лет готовы к тому, чтобы за ними ухаживали роботы. Тогда ученые констатировали, что причиной лояльности россиян старшего поколения к новейшим технологиям является не их технологическая продвинутость, а банальное нежелание осложнять жизнь собственным детям.
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил опрос о возможных сценариях взаимодействия граждан с роботами. «Стремительное распространение робототехники не только в промышленности, но и в повседневной жизни все больше приближает нас к будущему, описываемому в научной фантастике, — предваряют авторы свою работу. — С 2016 года дроны стали объектом законодательного регулирования в России. В декабре 2018 года в стране стартовал эксперимент по тестированию беспилотного транспорта на автомобильных дорогах. Искусственный интеллект все чаще используется в обработке массивов больших данных, в том числе для принятия решений о платежеспособности заемщиков, отбора кандидатов среди соискателей и др». При этом, отмечается в исследовании, «скорость проникновения подобных технологий в различные сферы жизни зависит не только от возможностей производителей, но и от спроса со стороны населения». Насколько велик этот спрос, и решили выяснить социологи.
Исследование проведено в конце 2018 года среди 7584 респондентов в возрасте 18–65 лет. Социологи выбрали 10 гипотетических ситуаций, респондентам предложили оценить, насколько комфортно они бы чувствовали себя в каждой из них.
«Большинство опрошенных отметили, что им было бы комфортно, если робот-помощник выполнит за них часть домашних дел (66%), дрон доставит покупки из магазина (62%), робот-консультант поможет разобраться в юридических вопросах (53%), — рассказали о результатах в Институте статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. — Совместная трудовая деятельность и дискуссии с роботами, а также принятие ими решений о выдаче кредитов оказываются приемлемыми, но заметно реже». 49% людей возражают (против 44% «за»), чтобы роботы-ассистенты помогали им в работе. 56% опрошенных некомфортно при мысли, что робот-друг будет вести с ними беседы на интересную тему (38% приветствуют такую идею). Социологи поясняют, чем вызвана разница: в первом случае действия робота подчинены воле пользователя, и все решения в конечном счете принимает человек; во втором — робот уже выступает субъектом действия, что является непривычным и некомфортным для большинства людей. 
«В условиях проведения хирургических операций, ухода за людьми, поездок в беспилотном автомобиле субъектность робота в системе взаимодействия еще более выражена, — продолжают исследователи. — При этом человек не только взаимодействует с роботом на равных, но и полагается на него, делегируя ответственность за свою жизнь или жизнь близких людей». Подобные ситуации абсолютное большинство опрошенных оценивают как неприемлемые, уточняют они. Так, некомфортными опрошенные назвали ситуации, в которых роботы управляют автомобилем с пассажирами (73%), делают хирургическую операцию (79%) и воспитывают ребенка в детском саду (85%). 
75% опрошенным не нравится перспектива того, что роботы будут заботиться об их пожилых родителях. Отметим: «АВ» недавно рассказывал о другом опросе, посвященном взаимодействию с робототехникой. Представитель Федерального центра робототехники Елена Середкина, в частности, сообщала, что первыми выяснить отношение представителей различных социальных групп к искусственному интеллекту и к роботам решили ученые из Токийского университета. Они обратились с соответствующими вопросами к соотечественникам. Позже к японскому проекту присоединилась группа исследователей из Пермского политеха. По итогам, уточнила Елена Середкина, было проведено сравнение, как люди старше 70 лет относятся к возможной коммуникации с роботами в России и Японии. Представитель Федерального центра робототехники отмечает, что пожилые люди в Японии ожидаемо «показывают удивительную способность коммуницировать с роботами». При этом в России, по ее словам, социологические исследования дали «поразительные результаты». «Проводя опрос среди пожилых людей, мы думали, что будет стопроцентное отторжение на вопрос: «Готовы ли вы коммуницировать с роботами», — призналась Елена Середкина. — Неожиданно 42% респондентов ответили «скорее да», то есть не было однозначного отторжения». Она говорит, что ученые были крайне удивлены: «Неужели наши пожилые люди стали более продвинуты в технологическим плане?» По ее словам, понадобилось провести отдельные интервью с респондентами, чтобы выяснить причину. «Это уже чисто русская специфика, — говорит она. — Когда я озвучила это в Японии, они были потрясены. Респонденты говорили, что с роботами они не будут испытывать чувства вины, так как не хотят загружать детей и внуков, не хотят усложнять им жизнь, поэтому готовы к тому, что их помощниками будут роботы».
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300