В одном из своих телевизионных выступлений популярный проповедник протоиерей Андрей Ткачев комментировал несчастный случай, произошедший летом на одном из средиземноморских курортов. Молодая туристка из России снимала себя на видео топлесс, высунувшись в окно мчащейся машины. На всем ходу девушку снесло придорожным знаком, и это смертельное селфи облетело социальные сети. Дома у этой любительницы острых ощущений остались сиротами маленькие дети, осуждение проповедника было безоговорочно и относилось в целом к цивилизации бездумного самоублажения и нарциссизма. Но и после этой проповеди количество селфи со смертельным исходом продолжало увеличиваться. Настолько, что сегодня можно говорить о настоящей эпидемии «селфи-убийств», получивших в английском языке название «kilfies».
Количество людей, погибших при съемке фото- и видеоавтопортретов, называемых «селфи», с 2011 по 2017 год составило 259 человек. Большинство этих несчастных случаев произошло во время съемок в потенциально опасных местах, когда человек идет задом наперед перед собственной камерой и незаметно попадает в смертельную зону — например, падает со скалы.
Так, фотомодель, блогерша и скалолазка из Тайваня Гиги Ву прославилась своими селфи в бикини на заснеженных вершинах самых малодоступных гор Азии. Впервые снявшись таким образом на спор в 2014 году, она за четыре года своих экстремальных фотосессий приобрела бессчетное количество подписчиков и тысячи последователей — как среди спортсменов, так и среди эксгибиционистов. Злопыхатели утверждали, что только полоумная может совершать сложное восхождение в открытом купальнике, но эта критика была необоснованной: китайская красавица при восхождении пользовалась всем необходимым туристским снаряжением, а обнажалась только на вершине.
Минувшей зимой 36-летняя женщина приступила к серии съемок на пиках высотой более 3000 метров, расположенных в Юшаньском национальном парке Тайваня. Она упала в труднодоступное ущелье с высоты около 30 метров и сообщила друзьям по спутниковому телефону, что у нее не действует нижняя часть тела. Друзья обратились к спасателям.
Температура в горах упала ниже нуля, видимость была плохая, и вертолетчикам не удавалось добраться до девушки. За дело взялись пешие спасатели. Но через 43 часа, когда им наконец удалось найти Гиги, альпинистка была уже мертва — от переохлаждения, внутренних травм или комбинации этих факторов.
Список знаменитых «килфи» пополнил канадский рэпер Джон Джеймс Макмюррей, который упал с крыла самолета Cеssna, снимая собственное музыкальное видео. В октябре минувшего года, предположительно во время съемок селфи, со скалы Тафт Пойнт в Йосемитском национальном заповеднике (США), с высоты около 240 метров упали и разбились насмерть двое блогеров-путешественников — Минакши Мурти и Вишну Вишванат. Месяцем ранее в этом же заповеднике жертвой «килфи» стал 18-летний житель Иерусалима Томер Франкфуртер, который снимался на краю водопада Невада-Фолл. Трое участников экстремального шоу High on Life погибли таким же образом возле водопада Сквомиш в Британской Колумбии. Житель Макао упал с высоты более 300 метров, снимаясь на краю Большого каньона и т. д. и т. п.
Список смертельных травм «килфи» пополняет 68-летняя туристка, которая получила смертельные ожоги при съемках возле гейзера в Чили. Другой 50-летний любитель селфи погиб от удара молнии, попавшей в его палку во время съемок в горах Уэльса. Девушку-подростка накрыла и унесла неожиданная волна при съемках на Филиппинах. Что же касается людей, пострадавших от селфи на фоне опасных животных, то их, пожалуй, следует выделить в отдельную категорию.
Так, в марте этого года женщина перелезла через ограду аризонского зоопарка, чтобы сфотографироваться на фоне ягуара, и зверь ее задрал. На озере Тахо туристы пострадали при селфи с медведями. В Йеллоустонском национальном парке туристов-«селферов» забодал бизон. Нередки случаи нападения акул на пловцов, которые в своем экстазе самолюбования буквально заплывают им в пасть. И, хотя смертельные случаи в этом виде «килфи» относительно редки, с точки зрения психологии (или психопатологии?) они жертвы той же самой мании, что и люди, шагающие задом наперед в пропасть.
Что же это: несчастный случай, глупость или разновидность психического расстройства? А может, эта какая-то новая, невиданная напасть, которая начинает охватывать легкомысленное человечество? Как обычно, специалисты отвечают общими фразами, которые сами по себе представляют собой ряд вопросов.
Исследование, опубликованное в «Журнале семейной медицины и первой помощи», утверждает, что более четверти из 259 смертей, произошедших в результате селфи, имели место в ситуации, которую авторы называют «нерискованным поведением». Кроме того, большая часть смертельных случаев среди молодых мужчин действительно вызвана риском, в то время как женщины погибли… «не рискуя».
По мнению профессора психологии из Мюнхена Сары Дифенбах, автора научной статьи под названием «Парадокс селфи», люди делают селфи (экстремальные или нет) по самым разным причинам. Они общаются таким образом с любимыми людьми, занимаются самооценкой, создают собственный имидж, ведут хронику персональной истории и — все чаще — выстраивают персональный бренд (что бы это ни значило).
Человек является гиперсоциальным существом, чрезвычайно озабоченным тем, как его воспринимают другие.
— Необходимость самопрезентации всегда была для нас основополагающей, — поясняет Дифенбах.
С ее мнением согласен автор книги «Селфи. Почему мы зациклены на себе и как это на нас влияет» Уилл Сторр. Он полагает, что мы всегда хотели документировать свои достижения в живых красках. И наконец наши технологии позволили сделать это эффективно. До изобретения камер, снимающих фотографа, аристократы заказывали свои портреты, исследователи носили с собой камеи возлюбленных, а первопроходцы вешали на стенах своих хижин собственные рисунки и силуэты.
На Западе уже в 1925 году появляются первые прототипы «селфи» — фотобудки, к которым выстраиваются длинные очереди, чтобы строить рожи перед камерой. У нас же примерно в то же время и с той же целью первые советские туристы залезают на горные вершины, чтобы написать: «Ося и Киса были здесь».
То есть «селферы» вовсе необязательно — глупые или отчаянные люди, которые нарочно лезут на смерть. Скорее они не понимают, куда они лезут. То, что происходит с человеком, спокойно шагающим в пропасть или в пасть крокодила, психологи называют «избирательным вниманием» или «ненамеренной слепотой».
Этот феномен можно проиллюстрировать следующим опытом. Зрителям предлагают посчитать, сколько раз небольшая группа людей пересекает туда и обратно баскетбольную площадку на видео. Когда же видео кончается, экспериментатор спрашивает, кто заметил парня в костюме гориллы, который в это же время ходил по площадке.
Не заметил никто. Все были заняты счетом.
Что-то подобное, наверное, происходит и с человеком, снимающим «килфи». Он так озабочен собственным видом, что не замечает того, что происходит у него под ногами. И, к сожалению, рядом нет благоразумного человека, который бы выхватил у него из рук опасную палку.