Как болел бы врач?
6 минут
Ольга Кашубина — журналист с медицинским дипломом и популяризатор науки, автор канала «ШБмнк: новости медицины, которые вы проспали». Ее новая книга «Как болел бы врач» — настоящий путеводитель по коридорам наших больниц и поликлиник, который сбережет ваше время, деньги, а главное — здоровье.
В книге нет рецепта улучшения системы здравоохранения — увы, небезупречной. Но есть важные знания и простые стратегии поведения — они позволят чувствовать себя увереннее и сделать визит к врачу максимально продуктивным. Мы с интересом прочитали книгу и выписали для вас самые важные советы.
Как сделать визит в государственную поликлинику максимально продуктивным
  • Выбрать менее загруженную или лучше оснащенную поликлинику — это право закреплено в ст. 21 закона «Об основах охраны здоровья граждан». Записываться к врачу в начале дня, когда он менее уставший.
  • Продумать гардероб так, чтобы можно было быстро раздеться — это сэкономит драгоценные минуты.
  • Заранее подготовить документы, листок с вопросами, а если врач не против — включить диктофон, чтобы запомнить все назначения.
  • Узнать имя и отчество врача и обращаться к нему именно так.
  • Уточнить перечень услуг, положенных вам в рамках ОМС, — среди них есть дорогие и высокотехнологичные.
Неочевидные факты о стационарном лечении
  • Среди минусов «профилактического лечения» — внутрибольничные инфекции, часто возникающие у попавших в больницу пациентов под воздействием микробов, прибывших с другими пациентами или посетителями.
  • Если речь идет не об экстренном случае, а о плановой операции, пациент имеет право на выбор стационара в масштабах всей страны. Если врач отказывается выписывать направление, нужно требовать письменный отказ и звонить в страховую компанию.
  • Так же следует поступать, если вам отказывают в выдаче направления, говоря, что мест нет: по правилам срок ожидания госпитализации не должен превышать 30 дней.
  • Если стационар является базой для научно-исследовательского института, это скорее плюс. Там могут внедряться передовые разработки, проводиться экспериментальные исследования, а врачи, как правило, заинтересованы в углубленном обследовании больных с редкими патологиями. Минусом может стать разве что наличие дополнительных наблюдателей — студентов-медиков.
Неочевидные факты о том, как выбрать врача
Большая часть того, что кажется нам важным плюсом и преимуществом, может таковым не являться. 
Например, в медицинский стаж входит и подработка санитаром в студенчестве. Год выпуска из вуза тоже ни о чем не говорит — врач мог не работать по профессии или долгое время сидеть в отпуске по уходу за ребенком. 
Научная степень же может свидетельствовать как о серьезной, подкрепленной годами практике, работе, так и быть имиджевым проектом — когда медик выбирал простую избитую тему исключительно ради регалий. И даже если речь идет о серьезной диссертации, важно, чтобы она имела отношение непосредственно к проблеме пациента. А доктор медицинских наук, например, может несколько лет изучать очень узкую медицинскую проблему, не имея возможности глубоко изучить другие болезни. 
Ученое звание — это статус преподавателя в вузе. Если врач ведет семинары или читает лекции, это может говорить о том, что он чаще освежает теоретические знания, но при этом имеет меньше рабочих часов в клинике, и к нему сложнее попасть.
Категория — звание добровольное: врач сам прилагает или не прилагает усилия, чтобы ее получить, и ее наличие мало что говорит о профессионализме. Для получения той или иной категории надо проработать определенное количество лет без нареканий, сдать необходимый тест, отчет и пройти собеседование.
Действительно, важными критериями могут стать рекомендации и отзывы знакомых и особенно медиков, которым вы доверяете, и ваши собственные впечатления и ощущения. А вот отзывы в интернете, хвалебные и ругательные, часто бывают заказными. 
 
Куда жаловаться, если обидели в медучреждении
Оказывается, все зависит от проблемы. Например, обращаться в страховую компанию надо, если не дают талон на обследование, не делают прививки под предлогом отсутствия вакцин, требуют денег за услуги, отказывают в прикреплении к поликлинике. 
В Роспотребнадзор надо писать или звонить, если есть претензии к частной клинике или оказывают услуги в антисанитарных условиях.
Росздравнадзор придет на помощь, если продали некачественное лекарство или провели неэффективную операцию.
В Минздрав стоит обращаться, если требуется лечение за рубежом или лекарство, которое не зарегистрировано в России, не дают квоту на высокотехнологичную помощь или отказали в решении проблем на местном уровне. 
Если есть подозрение, что врачи допустили ошибку в диагностике или лечении, которая повлекла за собой последствия для здоровья или смерть больного, и не реагируют на ваши жалобы, надо обращаться в прокуратуру.
Еще одна полезная практическая часть книги посвящена тому, как не растеряться в аптеке. По Сети кочуют списки дешевых препаратов, которые якобы полностью заменяют дорогие. Что об этом думает автор книги?
На полках так много лекарств, что глаза разбегаются. У некоторых еще и похожие названия, но разная цена. Что надо знать?
Различать международное непатентованное наименование и торговое наименование
Первое, МНН, объединяет препараты с одним действующим веществом. МНН — это, например, парацетамол, ксилометазолин или диклофенак. Но помимо действующего вещества есть вспомогательные субстанции. Они могут определять форму препарата — например, в таблетку для увеличения размера и удобства употребления добавлены сахар и крахмал. А дальше компании выпускают свою продукцию под разными торговыми названиями, поэтому и в «Вольтарене», и в «Ортофене», и в десятке других препаратов МНН будет один — тот самый диклофенак. А если компания экономит на маркетинге, то название полностью совпадает с МНН, и мазь будет называться просто «Диклофенак».
Не путать синонимы и аналоги
Синонимы — препараты с одним МНН. Аналоги — лекарства с разными действующими веществами, но обладающие похожим эффектом. Например, синоним «Вольтарена» — «Ортофен»: оба содержат диклофенак. Аналог — «Нурофен»: тоже снимает воспаление и обезболивает, но в основе — ибупрофен. 
Но если препараты-синонимы можно, хоть и с натяжкой, заменять друг другом, то использовать для этой цели аналоги нельзя. Другой химический состав может непредсказуемо повлиять на здоровье конкретного человека, а ведь врач прописывает лекарство, учитывая индивидуальные особенности пациента. 
Понимать, чем отличаются оригинальные препараты и дженерики
Оригинальный препарат изобретают долго и тратят много денег, в том числе и на клинические исследования. Какое-то время, обычно 20 лет, это лекарство имеет право продавать исключительно производитель, который, как правило, ставит довольно высокую цену.
Потом патент заканчивается, и производить препарат может любая фармкомпания, которая воспроизвела в своей лаборатории формулу действующего вещества. Такая легальная копия с оригинала называется дженериком и стоит значительно дешевле, ведь производитель не проводил исследования и не должен их окупать. 
Из экономии можно заменить оригинальный препарат качественным дженериком — предварительно проконсультировавшись с лечащим врачом. 
Осторожнее обращаться с БАД
БАД — это биологически активные добавки. К ним относятся чаи и травяные сборы, витамины и прочие таблетки, капсулы и порошки, которые не лечат, а в лучшем случае способствуют выздоровлению. Некоторые из них способны снижать эффективность фармпрепаратов. Отличить лекарства от БАД можно по формату регистрационного номера: он указан на коробочке, задней или боковой стенке. 
У лекарств формат выглядит примерно так: 
  • ЛСР — 001431/07
У БАД  это:
  • RU.77.99.25.3.Y.1082.8.04
Кроме того, интересно было узнать об оформлении налогового вычета на лекарство. Для этого препарат должен входить в утвержденный перечень средств, за которые положен вычет, и быть назначен врачом. Вычет может оформить как сам человек, так и его близкий родственник. Главное — официальное трудоустройство.  
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300