Скромность — самая короткая дорога к забвению
7 минут
23 июля 2019
Готовность больше отдавать, чем получать, повышенная ответственность и стабильность — вот качества, за которые ценят сотрудников старшего возраста. Главная проблема, что не все работодатели об этом знают, а кандидаты часто не умеют объяснить. Основатель сервиса «Бабушка на час», кандидат психологических наук Наталия ЛИНЬКОВА рассказывает, как научиться самопрезентации — ее советы будут полезны не только будущим няням. 
Важно быть нужным
Одну из моих любимых «бабушек» зовут Людмила Андреевна. Вы видели леди, которые не могут выйти из дома без укладки, маникюра, мягкого ненавязчивого шлейфа духов и легкого макияжа? Так вот она из них.
Когда мы впервые познакомились, я поймала себя на ощущении, что она родная, до такой степени, что искренне хотела бы к ней «увнучериться». Может быть, потому, что она из военной семьи — как мои родные бабушки с дедушками. Проехала всю страну, жила по гарнизонам в разных республиках СССР. 
Она была карьеристкой. Инженер высшей категории в оборонке. Два высших образования, иностранный язык, водит машину, занимается фигурным катанием. И вот Людмила Андреевна сидит передо мной как соискатель работы: она хочет стать няней в «Бабушке на час». В таких случаях мне важнее всего понять, сможет ли бывший руководящий работник стать вспомогательным персоналом, имея такой серьезный послужной список, не будет ли стыдно работать няней.
Людмила Алексеевна отвечает без смущения: «Стыдно не работать. Понимаете, я из другого поколения, не умею сидеть без дела. Карьеру сделала, детей и внуков вырастила, но по-прежнему хочу быть нужной, самостоятельной, полноценной. Мне есть что дать детям, есть чему научить, я смогу научить быть одновременно сильными и гибкими, в жизни это пригодится. Я точно знаю, что они со мной будут в безопасности, ухожены. У меня нет опыта няни. Но есть желание работать. Для меня работа — это не только деньги, это спасение от одиночества».
По мне, так это идеальный кандидат. Людмила Алексеевна может позволить себе работать для души, быть наставником для детей и помогать молодым родителям. Однако даже для нее было сложно пройти первое собеседование, рассказать о себе молодым родителям. Чтобы побороть в себе страх отказа работодателя, надо четко понимать свои сильные стороны. И тогда уже, отбросив скромность, идти вперед и презентовать себя. Для многих пенсионеров это оказывается непреодолимой преградой.
Брать или не брать возрастных специалистов?
По данным статистики, каждый восьмой россиянин — пенсионер (в Москве более 3 млн человек). Каждый пятый пенсионер трудоспособен и имеет желание работать. Однако большинство из этих людей находятся в зоне риска из-за невостребованности в профессиональной и социальной жизни.
За последние годы мы, то есть сервис «Бабушка на час», провели более 12 тысяч собеседований. Более 2 тысяч соискателей старшего возраста вышли на работу и вновь чувствуют себя востребованными. Однако это далеко не предел: только в Москве ежегодно 800 тысяч семей нанимают на работу нянь. Какие у работодателей аргументы, чтобы нанимать — или не нанимать — людей старшего возраста? Мы провели опрос и выяснили основные причины, по которым работодатели боятся возрастных кандидатов:
  • Нет экономической целесообразности вкладываться в развитие и обучение возрастного персонала;
  • Неадекватная оценка себя в профессии, завышенные ожидания;
  • Низкая скорость освоения новых технологий; 
  • Менее гибкие;
  • Многие инертные, пассивные и не хотят работать;
  • Повышенная общительность и инициативность, которые могут мешать работе;
  • Нет желания подстраиваться под руководителя, если он моложе, и корпоративные стандарты.
В общем-то, опасения работодателя понятны и отчасти обоснованны. Но есть и приятные новости. Мы спросили тех работодателей, которые принимают на работу возрастных специалистов, какие качества они их ценят в возрастных работниках.
У возрастных специалистов есть багаж знаний и опыт 
Это не просто накопленная экспертиза, но и большой жизненный опыт, который часто совмещен с мудростью. Это ценность, которую работодатели осознают, и соискателям надо про нее помнить.
Готов отдавать больше, чем получать
С возрастом у человека потребность отдавать растет. Работодатели, которые знают эту особенность и умеют ею пользоваться, срывают джекпот. Люди старшего возраста могут гораздо искреннее отдавать себя работе. 
Нет амбиций карьерного роста 
С годами тебе уже больше хочется продвигать молодых и помогать им, нежели реализовывать свои карьерные амбиции.
Выполнены все социальные обязательства
Как правило, в зрелом возрасте у соискателя уже взрослые дети, есть квартира, основные социальные обязательства уже выполнены, и человек спокойно может работать в свое удовольствие. И не срываться на новое место работы из-за минимальной разницы в зарплате.
Повышенная ответственность
Конечно, уровень ответственности у всех разный, и не всегда с возрастом он меняется. Но давайте вспомним простой пример: как гуляет с ребенком мама и как это делает бабушка. Бабушка несколько раз проверит, не холодно ли ребенку, не проголодался ли он. Причина в том, что тревожность и страх ошибиться с возрастом возрастают, и это трансформируется в более высокий уровень ответственности. Потому что чем ответственнее ты подойдешь к своей работе, тем лучше будет результат и больше шансов, что останешься дольше востребован в профессиональном плане.
Стабильность важнее самоутверждения
Специалистам старшего возраста уже не нужно самоутверждаться, они всего достигли, и им действительно важнее стабильная работа, благодаря которой они получают уверенность в завтрашнем дне и комфорт от востребованности в профессиональном и социальном плане.
Лучше развиты навыки рутинной работы
Темперамент с возрастом становится спокойнее. Молодые специалисты могут легко переключаться с одной задачи на другую, уставая от рутинных задач, а специалисты зрелого возраста совершенно спокойно и качественно выполняют рутинные задачи, освобождая от них своих юных коллег.
В следующий раз, обдумывая свои сильные стороны перед собеседованием при приеме на работу, вспомните о качествах, которые ценят работодатели. Может быть, вы тоже ими обладаете? В таком случае неплохо бы научиться еще и рассказывать о своих сильных сторонах. У меня есть еще несколько советов, которые — это многократно проверено — всегда срабатывают.
Как оставаться востребованным
  1. Отрабатывайте навыки самопрезентации. Выпишите в блокнот все свои сильные профессиональные качества, навыки, опишите, какую пользу вы можете принести работодателю и в чем заключается ваша мотивация работать именно с этим работодателем. Рассказывайте уверенно о своих сильных сторонах. Помните, что скромность часто бывает самой короткой дорогой к забвению. Ваша уверенность передается на собеседовании работодателю.
  2. Обучайтесь, постоянно прокачивайте свои сильные навыки. 
  3. Изучайте рынок и находите свою нишу. Бывает так, что приходится менять сферу деятельности. Вспомните, кем вам хотелось работать в юности, ваше хобби, чем вам нравится заниматься кроме привычной профессии. 
  4. Изучайте новые технологии. Это важно не только для работодателя, но и для вас самих. Даже в вакансиях нянь молодые мамы указывают, что кандидат должен уметь пользоваться мобильными приложениями для коммуникации, вызова такси, электронным дневником ребенка.
  5. Поддерживайте дружеские и деловые связи. Вполне возможно, что именно эти контакты пригодятся вам при поиске новой работы.
  6. Если вы долго не можете найти работу в компаниях, подумайте над организацией самозанятости. Зарегистрировать себя в качестве самозанятого очень легко через приложение Сбербанка. Вы сохраняете социальные гарантии работающего человека и получаете свободу предпринимателя.
Вместо эпилога
Людмила Андреевна работает в семье с девочкой уже больше двух лет. На лето родители отправляют воспитанницу Людмилы Андреевны с ней на море. Мама нам иногда звонит, и мы вместе радуемся за няню и ее подопечную.
И, честно говоря, я немножко завидую этой девочке.
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300