«Бриллиантовая рука» — украшение экрана!
6 минут
10 июня 2019
Советский кинематограф богат искрометными комедиями, но эта лента Леонида Гайдая, выдающегося мастера фарса и гэга, все же стоит особняком. Авантюрный сюжет, шикарный актерский ансамбль, немыслимые при жесткой цензуре того времени эротические сцены, гармоничная музыкальная дорожка, песни «про зайцев» и «остров невезения», россыпи по-настоящему крылатых фраз сделали фильм народным любимцем на все времена. Уникальной жемчужиной отечественного кино. Впрочем, почему жемчужиной? Бриллиантом чистой воды, если уж соотноситься с названием фильма! Фильма, который под заливистый смех с восторгом пересматривают в нашей стране поколения благодарных зрителей. В одном только 1969 году его посмотрели рекордные 76,7 млн человек, общее же за полвека количество зрителей просто не поддается учету и подсчету.
На идею «Бриллиантовой руки» сценаристов Якова Костюковского и Мориса Слободского натолкнула серия статей о контрабандистах в «Правде» и еженедельнике «За рубежом». В частности, упоминалось, что провоз контрабанды в гипсе — излюбленный прием преступников на Западе. Начальникам «Мосфильма» задумка, а потом и сам сценарий понравились, картина пошла в производство под непритязательным первоначальным названием «Контрабандисты».
Баку в роли Стамбула
Режиссера Леонида Гайдая буквально осаждали толпы желающих поучаствовать в съемках — от костюмеров и декораторов до операторов и осветителей. Подобное рвение объяснимо и простительно советскому человеку, ведь вся эта куча помощников пребывали в счастливой уверенности, что фильм будет сниматься на одном из лучших заграничных курортов. После короткого заявления Гайдая: «Съемки пройдут исключительно в СССР!» — число подмастерьев, жаждущих поучаствовать в проекте, резко сократилось...
В результате в роли Стамбула выступил город Баку, кое-какие сцены (например, ресторан «Плакучая ива») сняли в павильонах «Мосфильма», а натурные съемки приморского городка, где происходили основные сюжетные перипетии, достались Сочи, Адлеру и Туапсе.
С самого начала определились с главным героем: нескладного недотепу Сеню Горбункова должен был играть Юрий Никулин — сценарий делался исключительно под него. В заявке для киностудии сценаристы пояснили: «Юрий Никулин будет играть роль уже не Балбеса (из популярной троицы Вицин — Моргунов — Никулин), а центральную комедийную роль скромного совслужащего отнюдь не героического вида и нрава, волею обстоятельств попавшего в самую гущу опасных приключений». Для съемок в картине «Союзгосцирк» под напором режиссера предоставил Никулину полугодовой отпуск — невиданная щедрость! Ведь Юрий Владимирович был ведущим цирковым артистом страны, и с его отсутствием из цирковых программ выпадали самые аншлаговые номера.
Как журналист попал в кадр
С актерами на остальные роли вышла форменная чехарда. Например, на роль авантюриста-прощелыги Геши Козодоева пробовались Михаил Пуговкин, Рудольф Рудин, Валерий Носик и Георгий Вицин. Последний в пробах смотрелся весьма органично, но режиссер все же отклонил кандидатуру: «Зрители весь фильм будут ждать, когда же появится Моргунов...» Андрея Миронова утвердили без каких-либо замечаний и оговорок — настолько виртуозно он вошел в роль с присущими этому гениальному актеру отточенными жестами, выразительной мимикой, пластикой и легкостью движений, неповторимым голосом. Чего стоит хотя бы исполнение песенки «Остров невезения» вкупе с ловкими танцевальными па на борту круизного лайнера. Или неподражаемое: «Руссо туристо — облико морале! Ферштейн?»
Много было споров по Светлане Светличной, мосфильмовскому руководству она казалась чрезмерно сексуальной. После нелегкой борьбы Гайдаю удалось-таки «пробить» красотку на роль коварной обольстительницы. Правда, озвучила ее другая актриса — в фильме Светличная собственным голосом выкрикнула только одну, но знаменитую фразу: «Не виноватая я — он сам пришел!»
На съемочную площадку без конца буквально ломились корреспонденты разнообразных изданий, главным образом — чтобы взять интервью у Юрия Никулина. Однако артист неизменно всем отказывал. Без особой надежды на удачу пришел и сотрудник журнала «Огонек» Леонид Плешаков. Колоритная внешность журналиста, могучего амбала, буквально сразила Гайдая, и он сразу же предложил своеобразный чейндж: ты у меня снимаешься в эпизоде — я тебе даю возможность поговорить с Никулиным. Плешаков с энтузиазмом согласился и замечательно сыграл в короткой сценке: «Папаша, огоньку не найдется?.. Ты что, глухонемой?.. Понятно».
Папанов остался в трусах
Съемки на воде происходили в авральных условиях. Так, эпизод с Леликом, в котором он насаживал на крючок Горбункова внушительных рыбешек, снимался при температуре воды всего плюс 8 градусов. Закоченеешь… Поэтому, когда по вине оператора пришлось переснимать всю сцену, Анатолий Папанов не выдержал и в сердцах прокричал то, чего не было в сценарии: «Идиот!.. Тьфу!» Получилось настолько «в кассу», что эти кадры вошли в фильм без купюр. Уточним: снимать трусы под камеру щепетильный Папанов категорически отказался — был задействован дублер.
Крайне не нравилась худсовету игра Нонны Мордюковой, дескать, играет «слишком жирно», ее героиня — «безумная, одержимая пошлость!» Но режиссер не отступал, без конца переснимая дубли с актрисой, и после итогового монтажа и выхода фильма на экран эта роль стала для Мордюковой поистине звездной.
Заморскую проститутку «цигель-цигель, ай-лю-лю!» сыграла никому неизвестная Виктория Островская — скромный диспетчер автобазы, о кино и не помышлявшая. Девушка с эффектной внешностью случайно попалась на глаза помощнице Гайдая и великолепно исполнила роль.    
Здорово намучились с мальчиком, ходившим по воде, которому Геша Козодоев походя отвесил пинка. Пацан ни в какую не хотел получить по заднице и потому падал до того, как Миронов успевал его пнуть. Дубль шел за дублем, но ничего не получалось. Тогда Гайдай слукавил, заверив мальчугана, что «дядя Андрей» просто пробежит мимо него, но актера втихаря попросил все-таки дать пинка. Что тот и сделал. Сцена, ко всеобщему облегчению и удовольствию, наконец получилась. А в роли мальчика выступил сын Юрия Никулина Максим.
В сцене, где сынок Горбункова пульнул в Козодоева мороженым из пластмассового пистолета, вместо мороженого использовался творог: он лучше прилипал к физиономии и смотрелся правдивее.
Гайдай-выпивоха
В финальных кадрах к здоровенному крюку подъемного крана Юрий Никулин приложился по-настоящему и весьма болезненно — этого момента сценарий не предусматривал. Актер «заработал» немаленькую гулю, зато эпизод вошел в фильм.
Понимая, что «Бриллиантовая рука» во многих сценах и диалогах идет на грани фола, Гайдай закончил фильм кадрами атомного взрыва над морем. Ошалевшим от неожиданного зрелища товарищам из «приемной комиссии» Госкино режиссер-хитрован не моргнув глазом пояснил: это указание на то, что американская военщина не дремлет и мы всегда должны быть начеку! Добавив, что готов вырезать из фильма любой эпизод, но только не этот взрыв. Вконец обалдевшие киноначальники потребовали удалить ужасающие кадры, махнув рукой на остальные сомнительные эпизоды и фразы.   
В микроскопическом эпизоде отметился и сам режиссер. Помните выпивоху, которого хмурые милиционеры в потемках грузили в коляску мотоцикла? Он еще немузыкально проорал кусок мелодии «Песенки о медведях», трущихся о земную ось, из гайдаевской «Кавказской пленницы»... Это был Леонид Гайдай.
Крылатые фразы из фильма
«Бить буду аккуратно, но сильно!»
«За чужой счет пьют даже трезвенники и язвенники».
«Ну, будете у нас на Колыме…» — «Нет! Уж лучше вы к нам…»
«Куй железо, не отходя от кассы!»
«Наши люди в булочную на такси не ездят!»
«Шампанское по утрам пьют или аристократы, или дегенераты».
«Чтоб ты жил на одну зарплату!»
«Я не трус, но я боюсь…»
«А у нас управдом — друг человека!»
«Кто возьмет билетов пачку, тот получит… Водокачку!»
«Дитям — мороженое, его бабе — цветы. Гляди, не перепутай, Кутузов!»
«Поскользнулся, упал, потерял сознание… Очнулся — гипс!»
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300