Армейская косточка
7 минут
10 мая 2019
За четыре года Великой Отечественной в частях Красной армии, рядом с солдатами на передовой с честью и отвагой отслужили, по разным данным, от 80 до 110 тысяч лохматых бойцов. Не менее 40 тысяч погибли или получили боевые ранения. А наиболее отличившиеся четвероногие герои по праву приняли участие в Параде Победы на Красной площади в июне 1945 года.
…В конце июля 1941 года у украинского села Легедзино Черкасской области 4 тысячам отборных головорезов из дивизии СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер» дали бой полтысячи советских пограничников и 150 служебных собак. Зрелище, по воспоминаниям селян, было ужасающим. Озверевшие, хорошо обученные овчарки буквально рвали эсесовцев на части — те в ответ поливали собак свинцовым градом из автоматов. Вслед за питомцами в штыковую атаку пошли пограничники — над полем боя стоял жуткий ор покусанных немцев, лай и рык. Осатанев от страху, эсесовцы обратились в бегство, в панике запросив подкрепления. В бой пошли танки, и только они смогли справиться с нашими бойцами, людьми и собаками. Погибли все до единого — и люди, и псы-пограничники…
В память о тех событиях в селе был поставлен памятник с надписью: «Остановись и поклонись! Здесь в июле 1941 года поднялись в последнюю атаку бойцы Коломыйской пограничной комендатуры. 500 пограничников и 150 их служебных собак полегли смертью храбрых. Они остались навечно верными родной земле».
Всего лишь сухие цифры...
Часто собаки были незаменимы в разведке, захватывая и конвоируя «языков». Санитарно-ездовые упряжки под пулями вывозили раненых с поля боя — спасли 700 тысяч (!) красноармейцев, довезли до места назначения 4 тысячи тонн оружия и боеприпасов. Овчарки-связисты доставили 200 тысяч донесений на самые опасные участки фронта и протянули до 8 тысяч километров телефонного кабеля.
Четвероногие саперы разминировали 19 тысяч важнейших объектов инфраструктуры и крупных зданий, обнаружили 394 минных поля, обезвредили почти 4 миллиона мин и взрывных устройств разных типов. Сорвали планы гитлеровцев взорвать десятки советских и европейских городов: Харьков, Минск, Киев, Одессу, Витебск, Львов, Варшаву, Вену, Прагу, Будапешт, Кенигсберг, Белград и других. На разминированных объектах саперы оставляли специальный знак — два треугольника-ушка с надписью «Мин нет!». Своего рода «знак качества» проделанной работы, означавший полную безопасность здания.
Собак-подрывников бросали в самые отчаянные места танковых боев, где, погибая, они нередко останавливали неудержимые атаки немецких бронемашин и стали настоящим кошмаром для вражеских танкистов. В одной только Сталинградской битве подорвали 63 танка.
Сегодня, вспоминая о войне и склоняя голову перед бессмертным подвигом бойцов-красноармейцев, давайте отдадим дань памяти и лохматым героям. Они, бесспорно, это заслужили, приближая день Победы, зачастую — ценой собственной жизни.
Боевой киногерой, овчарка-диверсант
Уникальный пес, немецкая овчарка Джульбарс, нес службу в 14-й штурмовой инженерно-саперной бригаде 2-го Украинского фронта, в роте собак-миноискателей. Благодаря отменному чутью только за год он обнаружил более 7 тысяч мин. С его помощью был спасен от уничтожения Владимирский собор в Киеве, могила Тараса Шевченко, соборы Вены, замки Праги и Будапешта. За исключительные показатели Джульбарса, единственную боевую собаку, в марте 1945 года наградили медалью «За боевые заслуги».
Месяцем позже минометным осколком он был серьезно ранен, но по личному распоряжению Сталина участвовал в Параде Победы: перебинтованного Джульбарса по Красной площади на руках пронес  создатель и патриарх отечественной системы служебного собаководства подполковник Александр Мазовер. Пса с лапами в гипсе главный кинолог страны нес в мягком лотке, сделанном из кителя генералиссимуса и по его же приказу. На этом звездные минуты славы Джульбарса не закончились: поправившийся рыжий красавец стал еще и киногероем после съемок в фильме «Белый клык» в 1946 году.  
В той же роте служила и овчарка Дина — собака поразительной сообразительности и отваги. Кроме специальности миноискателя она получила вторую боевую «профессию» — диверсанта, для которой отбирались только лучшие из лучших. В августе 1943 года подготовленную группу, собак и вожатых, отправили за линию фронта в район белорусского города Полоцка. Почти двое суток от диверсантов не было донесений. Наконец 19 августа по рации пришел краткий доклад: «Дина сработала!» Так называемая рельсовая война в тылу, не дававшая немцам доставлять на фронт оружие и подкрепления и мешавшая вывозить в Германию награбленное, была в самом разгаре...
В тот день Дина выскочила на железнодорожное полотно на перегоне Полоцк — Дрисса, сбросила на рельсы вьюк со взрывчаткой, выдернула чеку капсюля-воспламенителя и рванула в лес. Когда прогремел взрыв, она была уже рядом с нашими диверсантами. Потери врага были велики: полностью уничтожено 10 вагонов с горючим и офицерами, ехавшими в отпуск в Германию. Орденом Красной Звезды за эту операцию была награждена другая Дина — Дина Волкац, вожатая и наставница овчарки.
Когда обрывалась связь
Связист Рекс при форсировании Днепра отличился исключительным мужеством и хладнокровием. Вот как об этом рассказывал его вожатый Николай Больгинов: «Это было под Никополем в феврале 1944 года. Благополучно форсировали Днепр, протянули телефонный кабель, но через 10 минут связь оборвалась. А фашисты пошли в контратаку... Пришлось Рексу доставлять донесение, а я опасался: такую широкую реку да в такой холод ему еще переплывать не приходилось. Но Рекс без раздумий бросился в ледяную воду и поплыл на наш берег. В тот день Рекс трижды (!) под пулеметным огнем переплывал Днепр, переправил все важные донесения». Всего же за годы войны этот лохматый связист доставил в общей сложности 1649 депеш.
Удивительное хладнокровие и сообразительность овчарки по кличке Мечта изумили свидетелей-бойцов. Под Днепродзержинском собака не пробежала и ста метров, когда осколок снаряда срезал с нее ошейник вместе с пакетом-докладом. Не растерявшись, Мечта схватила пакет зубами и под немецким огнем помчалась дальше. Донесение было доставлено до командования.
Примечательная фраза из доклада штаба Ленинградского фронта: «6 собак связи заменили 10 вестовых, причем доставка донесений ускорилась в 3—4 раза». А еще, чтобы собаки-связисты не шли в одну сторону «порожняком», часто в окопы они приносили свежие газеты и письма бойцам и даже ордена-медали с наградными листами.
Санитары и истребители
Лохматые санитары спасали раненых бойцов в условиях, когда под шквальным огнем противника к ним живыми добраться вряд ли смогли бы люди-санитары. О четвероногих помощниках так вспоминал участник войны Сергей Соловьев из Тюмени: «Из-за плотного огня мы, санитары, иногда не могли пробраться к раненым однополчанам, а помощь им нужна была срочно — многие истекали кровью... На помощь приходили собаки: по-пластунски подползали к раненому и подставляли ему бок с медицинской сумкой. Терпеливо ждали, пока он закончит перевязку, прежде чем ползти к следующему. Собаки безошибочно отличали погибшего солдата от живого, но бывшего в бессознательном состоянии. Такому они лизали лицо до тех пор, пока раненый не приходил в сознание. Вы мне можете не верить, но собаки плакали над умершими...»
По общему признанию советского командования, ездовая упряжка заменяла минимум трех-четырех санитаров-людей, эвакуация с передовой собаками осуществлялась быстрее и менее болезненно для раненых. Отметим, что за 80 спасенных военнослужащих санитар получал звание Героя Советского Союза. 700 тысяч вывезенных с поля боя бойцов и командиров Красной армии за годы войны... Собаки о наградах не думали, довольствуясь за работу под пулями искренней людской благодарностью да лишним ломтем солдатского хлеба или миской похлебки.  
…Истребители танков — так называлась самая страшная специальность собак на войне. Уникальная система подготовки проводилась в военном питомнике «Красная Звезда» в Подмосковье. Собак для смертельной службы подбирали с крепкими нервами, храбрых и целеустремленных. На поле боя четвероногий подрывник должен был, не пугаясь огня и грохота сражения, добежать до вражеского танка, юркнуть под него, сбросить со спины специальное седло со взрывчаткой и тут же убегать — до момента взрыва. На практике спастись удавалось единицам, собаки практически поголовно шли на верную смерть.
На немецких танкистов неустрашимые истребители наводили первобытный ужас, ведь способов борьбы с ними практически не было в силу юркости и малозаметности. 300 уничтоженных собаками машин противника — целая дивизия!
Больно напоминать, но если по каким-либо причинам механизм седла со взрывчаткой заедал-переклинивал и лохматый подрывник возвращался к своим, его тоже ждала смерть — от пули нашего снайпера. Слишком опасный груз собака несла на себе — уже не для немцев, а для своих...
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300