Блокадница, благотворительница, автомобилистка
6 минут
30 апреля 2019
80-летняя Галина Яковлева заводит микроавтобус: ей надо объехать своих подопечных — блокадников и инвалидов. Она помогает им едой, одеждой, достает приглашения на концерты и в театр. Сама же от помощи отказывается: когда я предлагаю ей повезти тележку с продуктами, вскидывает брови: «А без вас я как буду?»
Блокадница
В кузове микроавтобуса — помимо мешков с одеждой, замороженных сосисок, сыров, йогуртов, макулатуры — лежит контейнер с пирожным «Наполеон». Оно предназначено для 95-летней участницы Великой Отечественной войны Нины Феоктистовны, подопечной Галины Яковлевой. Детей у бабушки нет, по магазинам она не ходит.
Яковлева долго звонит ей в дверь, потом проходит на кухню, достает из пакета подсолнечное масло, сосиски, пельмени, «молочку» и контейнер с пирожным.
— Из кармана у людей деньги вынула, — бабушка чувствует себя неловко из-за пирожного, которое досталось ей бесплатно — от благотворителей.
— Нужно, милая моя, — отрезает Яковлева.
Галина Ивановна и сама многое перенесла в жизни: она родилась в Ленинграде за два года до начала Великой Отечественной войны. Они с мамой жили в общежитии, которое разбомбили в начале войны. Переехали жить к дяде, но несчастья преследовали и на новом месте: умерла дочь дяди, потом его жена, а вскоре и он сам.
Однажды во время прогулки в детском саду объявили тревогу — дети спрятались в трубы, которые лежали на улице. В трубу попал снаряд, всех малышей, в том числе и Галю, оглушило — с этого момента она перестала говорить. Речь восстанавливалась тяжело: девочка до пятого класса разговаривала заикаясь. Помог совет одного врача: почаще петь. «Вот и напела», — улыбается Галина Ивановна.
Автомобилистка
Уже в 17 лет Галина Ивановна начала работать: недолго стояла за станком, потом уехала на целину и трудилась там учетчицей. Именно эта поездка помогла понять, какую профессию в будущем надо выбрать. «Однажды тракторист меня спросил, не хочу ли я научиться водить трактор. Конечно, я хотела, — вспоминает она. — Научилась ездить, а потом помогала. Когда видела, что тракторист спит, делала два круга на его тракторе». Затем научилась водить и комбайн.
В Ленинград Галина Ивановна вернулась через три года. Приехала и объявила: «Мама, я буду шофером». Мама была против, так что Яковлева пошла работать закройщицей на завод, но в то же время, тайком от мамы, стала учиться на водителя. Женщины в автошколах тогда были редкостью.
Отучившись, Галина Ивановна устроилась работать шофером на скорую помощь, но и этот факт скрыла от мамы. «Мама в это время попала в больницу. Я приехала ее навестить и поставила машину напротив окна палаты. Спрашиваю: «Ты не заметила, кто на этой машине приехал?» Она ответила: «Ой, у нас тут с крестами много кто ездит». «Посмотри, кто сядет». Она догадалась: «Ты все-таки получила права, я же тебе запрещала!» Я ответила: «Мама, это мое призвание».
После неотложки Галина Ивановна стала водителем троллейбуса, а позже устроилась на еще одну не самую женскую должность травильщицы — работала с металлическими изделиями. Это было вредное производство, поэтому Яковлева вышла на пенсию в 45 лет.
А став молодой пенсионеркой, сразу решила, что нужна машина, и первым ее авто стала «копейка». «Всю помойку покупала» — так комментирует свои прежние приобретения женщина. Сначала она ездила только на легковых автомобилях, иногда таксовала, а когда стала заниматься благотворительностью, появился микроавтобус.
Многие удивляются, видя за рулем пожилую женщину, и даже просят иногда позвать настоящего водителя. «Так я и есть водитель», — с гордостью отвечает Галина Ивановна.
Благотворительница
У Галины Ивановны три телефона: два рабочих (с разными мобильными операторами),  а на третьем она заводит будильники, чтобы никуда не опоздать. У рабочих телефонов разбиты экраны: мобильники то и дело выпадают из кармана куртки, когда женщина загружает свой микроавтобус благотворительным грузом. С деньгами Галина Ивановна не работает: она отдает своим подопечным только то, что сама получает бесплатно от людей и организаций.
В благотворительность она пришла из-за одной встречи: выйдя на пенсию, попала в больницу и увидела там плачущую бабушку. Бабушке было под 80, она ухаживала за дочерью-инвалидом и, попав на больничную койку, боялась не за себя, а за дочь. «Я тогда поговорила с соседками, чтобы немного утешить ее, мы скинулись на подарок — купили заварной чайник и цветочек. Старушка расплакалась еще больше — от радости». Потом Галина Ивановна зашла к пенсионерке в гости, увидела ее парализованную дочку и стала им помогать.
Помогая старикам, Галина Ивановна через некоторое время познакомилась с председателем благотворительного фонда, а потом устроилась в этот фонд шофером — развозила инвалидам продукты и вещи. Так она трудилась с 1993 по 2007 год, а потом фонд закрылся: председатель уехала из России. А Галина Ивановна решила заниматься благотворительностью самостоятельно: «Как я оставлю это дело? Я же видела, кого мы кормим, и не могла равнодушно к этому отнестись».
Знакомая бухгалтер помогла с документами, и Яковлева зарегистрировала собственный благотворительный фонд «Доброта» (она в нем одна и состоит). Часть спонсоров (заводы, магазины и просто частные лица) остались от фонда, в котором Галина Ивановна работала раньше, остальных находит сама. Чего только не «жертвуют»: на одном предприятии Яковлева получает по 10 кг колбасы два раза в месяц, на другом — туалетную бумагу каждую неделю, на третьем — замороженное мясо упаковками до 40 кг. С погрузкой больших коробок помогают сотрудники компаний-спонсоров, мелочовку Галина Ивановна привыкла грузить сама. Дальнейшая логистика построена по сетевому принципу: если, к примеру, получено много мяса, Галина Ивановна оставляет нескольким подопечным большие брикеты, а те распределяют между другими нуждающимися.
Точного учета своих подопечных Галина Ивановна не ведет, но говорит, что их больше 500. Например, в позапрошлом году по ее приглашению на прогулку по рекам и каналам отправилось больше 300 человек. Кому-то из подопечных Яковлева регулярно помогает продуктами и вещами, другим организует походы в театр и музей, в дельфинарий. Есть еще «одноразовая» помощь: иногда надо помочь старику, встреченному на улице.
«Почему благотворительность стала делом моей жизни? А куда бы я ездила на своей машине? Я одинокая! (у Галины Ивановны нет детей и мужа. — «АВ»). Мне было бы некуда себя деть. Да и моя задача — «скинуть» бабушек с дивана. Сама-то я на него тоже не сяду. А вообще силы берутся после слова «надо». Если надо куда-то ехать, беру себя в руки и еду».
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300