Российская система гериатрии получилась трехэтажной
4 минуты
25 апреля 2019
Главный внештатный гериатр Минздрава РФ Ольга Ткачева впервые рассказала, как будет устроена российская система гериатрической помощи. Для лечения пожилых людей в регионах уже создаются специализированные центры, гериатрические стационары и поликлиники. Но это не означает, говорит Ольга Ткачева, что людей старшего поколения перестанут принимать в профильных медицинских отделениях — кардиологических, неврологических и т. д.
В конце марта «АВ» рассказал о планах Минтруда утвердить профессиональный стандарт «гериатр». В частности, целью профессиональной деятельности врача-гериатра заявлено оказание медицинской помощи пациентам пожилого (от 60 до 74 лет) и старческого возраста (75—90 лет) для «сохранения или восстановления их способности к самообслуживанию, физической и функциональной активности, независимости от посторонней помощи в повседневной жизни». В рамках этого предусмотрено в том числе проведение обследований пациента с целью установления диагноза, назначение лечения и контроль его эффективности и безопасности, оказание медицинской помощи в экстренной форме.
О том, что будет представлять собой механизм гериатрической помощи в России, рассказала порталу «Будущее России. Национальные проекты» директор Российского геронтологического научно-клинического центра РНИМУ им. Пирогова, главный внештатный гериатр Минздрава России Ольга Ткачева. «Помимо того что растет продолжительность жизни, растет и глубина старения, — отметила Ольга Ткачева. — В России более 15 млн людей старше 75, в ближайшие несколько лет в Москве будет миллион людей старше 80 лет. Раньше мы были в ситуации, что пожилых — меньшинство, сейчас мы переходим постепенно в ту ситуацию, когда пожилых — большинство». В связи с этим, по ее словам, встают «серьезные вопросы увеличения периода активного долголетия и поддержки людей старших возрастов».
Прежде всего, говорит Ольга Ткачева, гериатрическая помощь будет трехуровневой: «В субъектах будет создаваться трехуровневая система. В каждом регионе будет главный гериатрический центр, открытый на базе госпиталей ветеранов войн (сейчас в России их 63)». Главной функцией центров станет организация работы, которая «касается медицины пожилых, и координирование взаимодействия с социальной службой»: «замыкать на себе образование специалистов, собирать статистику, делать аналитику, даже какие-то эпидемиологические исследования, строить прогнозы». Вторым уровнем станут гериатрические отделения и койки в многопрофильных медицинских стационарах. Третьим — гериатрические кабинеты в поликлиниках. Любой врач, по мнению Ольги Ткачевой, должен иметь навык работы с пожилыми, однако только гериатры могут консультировать пациентов со сложными случаями, определить, как лечить человека в 85, 95 лет.
Главный геронтолог страны заверила, что пожилые пациенты смогут по-прежнему лечиться в любом профильном отделении стационара: если у них инфаркт — в кардиохирургии, инсульт — в неврологии. «Мы будем лечить везде, но у нас будут специализированные, очень комфортные отделения для людей пожилого возраста. Как правило, это люди со множеством заболеваний, и даже сложно выделить самое главное, — пояснила она. — Люди, которым угрожает потеря автономности, то есть они могут потерять независимость от помощи окружающих. Поэтому мы должны вовремя составить для них программу действий».
Ольга Ткачева сообщила, что к 2024 году такая трехуровневая служба будет функционировать во всех регионах РФ: «В следующем году в проект будет входить 68 регионов, уже сейчас мы с ними работаем».
Ранее Ольга Ткачева пожаловалась на дефицит квалифицированных кадров в области гериатрии. «По данным конца 2018 года, у нас приблизительно около 500 гериатров, нам нужно 2 тысячи гериатров к 2024 году, — заявила она. — А если сравнить с другими странами, например, в Соединенных Штатах сейчас 8 тысяч гериатров, и к 2030 году у них будет почти 12 тысяч гериатров, и они говорят, что этого мало. В Англии сейчас 6 тысяч гериатров».
На сей раз она сказала, что проблема не только с гериатрами, но и с медсестрами, которые работают с пожилыми людьми. «Некоторым пациентам нужны сиделки, когда человек не может сам встать, не может себя обслуживать, и здесь проблема, — пояснила она. — Очень часто они бывают не очень образованы и считают, что если умеют работать по дому, то этого достаточно. На самом деле нужно правильно кормить, правильно перестилать кровать, профилактировать пролежни, обрабатывать ротовую полость — они должны много чего уметь. Такие образовательные курсы теперь есть и во многих учреждениях».
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300