Навыки идут в карьерный рост
6 минут
09 апреля 2019
Чем навык отличается от опыта? Большинство читателей «АВ» вопрос поставит в тупик. Однако это знание, уверяет карьерный консультант
и создатель ресурса «Вакансии для хороших людей» Ирина КОНТОРЕВА, необходимо соискателю работы. Опыта за плечами работника, которому исполнилось 55 лет, много, навыков — и того больше. Нужно только правильно рассказать об этом в резюме.
Если вы посмотрите на форму резюме с крупнейшего сайта HeadHunter, то увидите, что сразу после ФИО, контактов и позиции, на которую вы претендуете, идет «ОПЫТ». На некоторых других job-ресурсах и в резюме, которые люди пишут в свободной форме, перед опытом частенько вставляют раздел «НАВЫКИ И КОМПЕТЕНЦИИ».
Опросы рекрутеров показали, что большинство HR-специалистов уделяют этой графе самое пристальное внимание. По их словам, образование и опыт работы — очень важные разделы, но они не расскажут о том, что же конкретно потенциальный сотрудник умеет делать.
Соискатели старше 55 лет порой кардинально меняют сферу, и в этом случае нерелевантный опыт работы только помешает. А вот ваша профессиональная польза и то, что вы умеете делать руками, может сделать вас желаннее для работодателей.       
Для начала разберемся, что же такое навыки и компетенции и чем они отличаются друг от друга. Вот что считают авторы книги «Резюме на миллион» Михаил Притула и Роман Жихарев.
«Ранее в кругу HR-профессионалов было принято, что компетенция — это знания, умения и навыки, вместе взятые, которые обеспечивают возможность выполнять работу. Считалось, что человек для освоения профессии развивает в себе несколько компетенций. Было принято также считать, что человек осваивает несколько поведенческих компетенций (коммуникабельность, работу в команде и адаптивность) и профессиональную компетенцию (маркетинг или финансы, например).
Мир не стоит на месте, и поскольку количество узких навыков, которыми может обладать человек, растет, современный подход к определению этих понятий стал разделять компетенции и навыки. Теперь под компетенцией понимается определенная характеристика человека, позволяющая ему быть эффективным сотрудником на работе.
Данная характеристика требует длительного развития в результате прохождения тренингов, чтения книг, отработки навыков на практике, а также может быть результатом врожденных талантов. Например, коммуникабельность, лидерство, аналитический склад ума, убеждение и т. д. У человека могут быть хорошо развиты не более пяти-семи компетенций. Навык в новой парадигме — это набор знаний и умений, как правило, более узкоспециализированный и детальный, чем компетенция. Каждый человек может обладать более чем 100 навыками. Например, навык работы в Excel, знание C++, навык установки Windows, знание стандартов бухгалтерского учета, знание 4P в маркетинге, навыки бюджетирования и прочее».
Таким образом, компетенция — это способность сотрудника выполнять профессиональную задачу (скорее поведенческое качество). Навык — инструмент, с помощью которого вы эту самую задачу на работе выполняете. Лидерство — это компетенция. А делегирование — навык, и он является составной частью лидерства. Компетенции имеют широкую и расплывчатую область применения и не сильно меняются во времени, а навыки — более конкретные и довольно быстро могут устареть. Людям трудно объективно оценить собственные компетенции, а вот описать навыки легче. Именно поэтому советую делать упор в резюме именно на навыках.
Теперь давайте выяснять, сколько пунктов должно быть в списке «Навыки и компетенции». Тут важно не увлекаться и вовремя тормозить себя: лаконичность — один из главных принципов составления резюме. Не забывайте, что на его просмотр рекрутер или эйчар тратит всего несколько секунд. Поэтому если раздел будет слишком длинным, то вызовет раздражение работодателей: информацию просто не прочитают до конца. Оптимальное количество пунктов в списке — от четырех до семи. Золотая середина — пять.
Если вы профессионал во многих сферах, оставляйте только те навыки, которые имеют отношение к конкретной вакансии. Кстати, текст объявления о поиске сотрудника, а если конкретнее, то разделы «Требования» и «Обязанности», станут вам первой подсказкой. Давайте разберем несколько примеров.
1. Вакансия: медиааналитик в коммуникационное агентство.
Обязанности:
— мониторинг СМИ и соцсетей;
— аналитические отчеты по проведенному мониторингу;
— подготовка рекомендаций на основе данных исследования медиапространства и прочее.
В этом случае в разделе «Навыки» непременно нужно указать «мониторинг СМИ и аналитика» (если, конечно, такой опыт и такие умения есть в вашем арсенале).    
2. Менеджер по документообороту в отдел PR и маркетинга.
Обязанности:
— контроль своевременной оплаты счетов, получения закрывающих документов;
— ведение документооборота (договоры, дополнительные соглашения, приложения);
— согласование договоров, дс и приложений, закрывающих документов.
Требования:
— умение работать с большим объемом информации;
— внимательность;
— уверенный пользователь ПК;
— знание первичной бухгалтерии приветствуется.
В графу «Навыки и компетенции» вставляем «ведение документооборота» и «знание первичной бухгалтерии».
  Усилить навыки можно примерами:
— опыт («руководство детским хоровым коллективом в течение пяти лет», «опыт работы с информационными поисковыми базами (Factiva, Integrum)», «юридические базы данных («Гарант», «Консультант», «Кодекс»)»);
—  показатели («ведение табеля учета рабочего времени работников дирекции — 200 человек»);
— степень владения («Excel — уверенный пользователь», «английский язык — уровень Effective operational proficiency or advanced»).
Чего не должно быть в разделе «Навыки и компетенции»?
Стандартных качеств-клише (целеустремленность, трудолюбие, исполнительность, стрессоустойчивость). Поверьте, эти общие слова встречаются в каждом втором резюме, а значит, вряд ли позволят вам выделиться и убедить работодателя познакомиться с вами и уж точно не покажут ему, в чем ваша польза для компании.
  
Домашнее задание: найдите на hh или на vdhl.ru вакансию, которая вам интересна. Она должна соответствовать вашему опыту и профессиональным умениям хотя бы на 70%. Изучите требования и обязанности и отзеркальте их в разделе «Навыки и компетенции». Пусть их будет не более пяти. Важно не дословно переписывать формулировки, а изменять их, адаптируя под свои качества. Добавьте конкретики и реальный опыт применения навыков.      
В качестве упражнения, для того чтобы вытащить из глубин ваши преимущества и стать увереннее, во время поиска работы сделайте SWOT-анализ сильных сторон. Ответьте на вопросы:
— в чем я профессионал?
— что мне удается лучше других?
— чего особенного я достиг в своей профессии?
— за что другие люди хвалят меня?
— какие мои самые сильные черты характера?
— на что внутри себя я опираюсь, когда попадаю в сложные ситуации?    
Перечитайте свои сильные стороны и подумайте, может быть, какие-то из них стоит включить в раздел «Навыки и компетенции»?
Где еще искать список навыков для вашей профессии? Можно набрать в поисковике «рейтинг самых востребованных навыков/компетенций… для бухгалтеров, педагогов (подставляйте вашу специальность)» — и вам выдадут список статей: «топ-9 навыков», «ключевые навыки», «10 главных навыков» и прочее. Это ваша инструкция по применению и ключ к сердцу работодателя.  
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300