Мир по ту сторону ФБ
4 минуты
13 марта 2019
Вам когда-нибудь приходила в голову мысль, что ежедневное копание в социальных сетях отнимает у вас много нужного времени? Что большая часть информации, поступающей через этот канал в ваш мозг, носит негативный характер и вызывает агрессию? Что невинная часть этой информации как минимум совершенно бесполезна? Что создатели сетей дергают вас за ниточки для своих далеко не невинных целей? И, наконец, что пойманная муха тоже является пользователем паутины?
Если я угадал, то поверьте, что вы не одиноки. Идеи витают в воздухе по всему миру. Они не знают границ. И прагматичные американские ученые, как обычно, первыми успевают их уловить, измерить и проанализировать.
Самой крупной социальной сетью в мире, которую я не буду здесь называть полностью, поскольку она и так слишком известна, сегодня пользуются 2,3 миллиарда человек, или 30% населения Земли в месяц. Я не буду гадать насчет того, что произойдет, если все эти люди одновременно хлопнут в ладоши, подпрыгнут на одной ноге или бросят по одному камню, но если их убедить переводить на чей-либо счет хотя бы по несколько долларов, то прибыль составит триллионы. И эта перспектива не может не будоражить лучшие научные умы человечества.
Для начала американские ученые решили проверить, а что же произойдет с человечеством, если перекрыть ему ФБ хотя бы на некоторое время. Человек может жить без воды примерно неделю. С водой, но без пищи — максимум два-три месяца. Совсем без сна — семь-восемь дней. Что же произойдет с ним за месяц кошмарного существования без ФБ?
Этот жестокий эксперимент проводили Хант Олкотт из Нью-Йоркского университета и трое ученых из Стенфорда: Лука Брагьери, Сара Эйкмейер и Мэтью Генцкоу. В конце прошедшего года они пригласили для эксперимента несколько тысяч пользователей ФБ, разделив их на группы для контроля и обработки информации.
Членам экспериментальных групп предложили отключить ФБ на четыре недели. Исследователи убедились в том, что волонтеры действительно не заходят в сеть, а затем принялись изучать, что же происходит с несчастными, заброшенными в дикий мир по ту сторону ФБ.
Результаты исследования были опубликованы в январе нынешнего года. Не сказал бы, что они оказались сенсационными. Но, как большинство подобных исследований, они подтверждают то, что и так ясно человеку, находящемуся в своем уме.
В среднем каждый из участников эксперимента получил по часу свободного времени. Большинство из них не стали тратить этот временной бонус на сайты и социальные сети. Они стали больше смотреть телевизор и общаться с друзьями и семьей.
Они поглощали гораздо меньше новостей и были несколько меньше в курсе событий, но зато были и менее зациклены на них, чем пользователи сети. Они заявляли, что без ФБ почувствовали себя более счастливыми, менее депрессивными и тревожными.
Еще один эффект воздержания от ФБ напоминает алкогольную или наркотическую ремиссию. В течение нескольких недель после возвращения в сеть подопытные проводили в ФБ на 23% меньше времени, чем до этого, а 5% вообще не захотели снова возвращаться в самую огромную тусовку мира. Пока.
Как бы мы ни относились к социальным сетям, признаемся, что влететь в них и завязнуть очень легко, а выбраться — затруднительно. Сама цифра количества пользователей вызывает смирение и покорность. Ты что, считаешь себя умнее, чем 2,5 миллиарда человек? Ну и, пожалуйста, обойдемся без тебя.
А могу ли и я обойтись без 2,5 миллиарда чужих людей, называемых безликим прозвищем «френды»?
Как ни странно, я начал свое личное воздержание от ФБ именно в декабре прошлого года, когда стартовал американский эксперимент. Вместе с американскими волонтерами могу подтвердить, что у меня появился заметный запас времени, которое я уделил изучению новых языков, спорту и дочери. Читать бумажные книги я стал также несколько чаще.
С новостями — та же история, что у американских собратьев. Об уличных беспорядках во Франции я узнал от сапожника, который ремонтировал мои сапоги. О результатах пенсионной реформы — от мужика в бане.
И не сказал бы, что от такого дефицита информации я чувствовал себя ущемленным. Напротив, я стал несколько улыбчивее, светлее, что ли. Я, например, приходил в ярость от самих имен некоторых политиков и общественных деятелей, когда был нашпигован ФБ. Теперь же я отношусь к ним гораздо лучше, хотя бы потому, что не знаю, кто они, собственно, такие и чего хотят.
Я сожалею, что не принимал участия в американском эксперименте, если услуги волонтеров оплачивались. Но, если честно, чистота моего личного опыта была несколько нарушена. Один из моих старых компьютеров, который теперь используется для просмотра мультфильмов нашей трехлетней дочерью, все же оставался подключенным к ФБ, и я несколько раз заглядывал туда на тот случай, если кто-нибудь предложит мне опубликовать полное собрание моих сочинений или выдвинет меня на Нобелевскую премию.
Не предложили. Не выдвинули.
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300