Из песни память не выкинешь
5 минут
11 марта 2019
Ученые обнаружили, что Иисус Христос занимает лишь третье место в ряду культурных героев всех времен и народов. Исследование, посвященное изучению культурной памяти человека, показало много других любопытных вещей. Например, популярные песни люди забывают через 5 лет, знаменитостей — через 30. У детей и внуков могут быть разные кумиры, говорят ученые, поэтому так важно создать совместные воспоминания.
В аудиторию Сезаря Идальго, профессора Массачусетского технического университета, несколько лет назад вошла студентка. «Что это играет? Coldplay?» — спросила она. В аудитории звучала «Imagine» Джона Леннона. Ученого поразило, что песню не узнали — он понял, что она уже неизвестна этому поколению. «Так я решил выяснить, как мы забываем песни, фильмы и героев, которые когда-то для нас были легендарными», — рассказывает Идальго.
В декабре ученые опубликовали исследование о том, как быстро люди забывают своих героев. Они использовали данные «Википедии», Billboard, Spotify, IMDb и других источников и подсчитали, сколько раз песни проигрываются, люди упоминаются — и насколько быстро наступает забвение. Выяснилось, что даже самый популярный феномен будет храниться в памяти от 5 до 30 лет. Песни забываются быстрее всего — за пять с половиной лет, а биографии знаменитых людей держатся в памяти общества 20—30 лет.
В ходе исследования ученые разделили память на два вида. Первую назвали коммуникативной памятью: фильм, человек или песня хранится в коммуникативной памяти, пока люди об этом говорят. Из такой памяти феномены исчезают быстро. Например, сейчас все в Америке говорят о Дональде Трампе, рассказывает Идальго. Но говорить перестанут, останутся только записи и тексты — это будет уже другая, культурная память. Чем больше люди общаются, тем сильнее сохраняется память: так, по мере обсуждения одинаковых событий, песен или актеров формируются круги общения.
Измерить забвение
Было бы логично предположить, что забвение происходит постепенно: проходит время, и мы забываем. Оказалось, это не так. «Мы были удивлены обнаружить два вида забывания, — делится Сезар Идальго. — В первом случае феномен появляется и резко притягивает очень много внимания — и быстро забывается. Например, фильм «Tomb Raider: Лара Крофт» в первую неделю проката собрал очень большую кассу, люди идут на него из интереса посмотреть. Но фильм плохой, и его сборы и популярность быстро падают».
Во втором случае забывание происходит медленно, рассказывает ученый. По-настоящему качественные фильмы, которые людям понравились, будут забываться медленнее: их смотрят и обсуждают спустя годы.
Как ни печально, смерть заставляет нас вспомнить о людях и снова говорить о них. Кристиан Кандиа, исследователь сложных общественных феноменов и соавтор Идальго, собирается продолжить исследование в этом направлении: выяснить, как смерть возвращает нам память о людях.
Кто же остается в памяти надолго? Сезар Идальго с коллегами создали Pantheon. Ресурс позволяет увидеть, насколько популярны культурные герои. На первом месте Аристотель, на втором — Платон, на третьем — Иисус. Из российских героев популярнее всего отнесенный к русским Иммануил Кант, а также Владимир Ленин и Федор Достоевский.
Политические исследователи предупреждают, что забвение исторических событий может печально отразиться на настоящем. Питер Веровшек, профессор университета Шеффилда, считает, что сейчас Европа столкнулась с кризисом в восприятии потоков мигрантов, опасно забыв об опыте фашизма. Память о мировой войне была также памятью о моральных нормах, о необходимости интеграции и единства между странами, напоминает Веровшек.
Умники, умницы и телевизор
Некоторые считают, что сейчас мы забываем быстрее, потому что стали гораздо быстрее появляться новые песни или культурные герои. Но мы забыли об Элвисе, потому что появились The Beatles, забыли о них, когда появились Led Zeppelin, и забыли их, потому что появилась Metallica, и так далее, рассказывает Идальго. Вещи остаются дороги поколениям, а забывание — это скорее свойство человеческой природы. Оно не зависит от того, что сейчас информации стало гораздо больше. Телевидение и интернет не так сильно повлияли на нашу память, как принято думать, считает Идальго, но они приучили нас к развлечениям больше, чем к вдумчивому изучению и проверенной информации.
С XX века среди популярных людей стало гораздо меньше ученых и тех, кто говорит о науке: их почти не зовут на телевидение. Ученые должны быть очень осторожны в своих словах, приводить факты и доказательства. Все это трудно передать через телевидение и интернет, которые хороши для развлечений и шоу, поясняет Идальго. Научиться подавать себя и свои исследования в новых условиях — это все еще вызов для ученых. Идальго соглашается с культурным критиком Нилом Постманом: с распространением телевидения началась новая эра — эра развлечений, и это в каком-то смысле сделало нас глупее.
Поговори со мной
Многим кажется, что с приходом интернета люди не обсуждают вещи и не общаются так, как прежде. Идальго рассказывает: «Я приехал в Америку в 1996 году, меня тогда поразило, что все люди — абсолютно разных профессий, занятий — говорят об одном и том же. Тогда все говорили об О. Джей Симпсоне (актер и профессиональный игрок в американский футбол). И сейчас так же — все говорят о Трампе. Да, вокруг нас сейчас гораздо больше информации — но не все в нашей коммуникации меняется так быстро».
Почему же так трудно найти связь с молодым поколением? У молодежи другие ориентиры, считает Идальго. В молодости нашими кумирами были музыканты, и они не были богаты, рассказывает он. Сейчас в центре внимания молодежи Илон Маск: он совершенно другой тип лидера, другая ролевая модель. Думаю, сейчас молодежь смотрит на предпринимателей так, как мы когда-то смотрели на музыкантов, рассуждает Идальго.
У других ученых поводы для беспокойства существуют. Эндрю Хоскинс пишет, что с распространением мобильных технологий запечатление стало важнее, чем проживание момента, а то, что не сфотографировали, быстрее исчезнет из памяти — особенно это действует на молодое поколение, которое вырастает с гаджетами в руках. Неизменно важной остается для человека память чувств: тактильная, осязательная и т. п., и ощущения могут рождать воспоминания. Память тела никто не отменял. «Совместные воспоминания, построенные на ощущениях, могут укрепить связь поколений»,— подсказывают ученые. У детей и внуков могут быть другие кумиры, но создать совместные воспоминания, которые потом будут радовать всех участников, всегда можно.
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300