Для сохранения доступа к порталу Активный возраст установите сертификаты НУЦ Минцифры России с сайта Сбера или Госуслуг
Безобразная история
9 минут
04 декабря 2017
Давным-давно, в конце 80-х годов, в библиотеке «Комсомолки» случайно попался мне в руки польский женский журнал «Урода». Владеющих польским языком в редакции не нашлось. Объяснить, как может вообще существовать дамское издание со столь диковатым для русского слуха названием, не смогли даже солидные обозреватели из международного отдела. Высказали предположение, что, скорее всего, в данном случае подразумевается не уродство как таковое, а непохожесть, индивидуальность – то, что выламывается из общего ряда. Ну это ещё куда ни шло… Позже выяснился и точный перевод с польского: «урода» значит ни много ни мало «красота». А ещё говорят, в славянских языках много общего… Но сегодня речь не об этом. История перегружена примерами, когда в погоне за красотой дамы безжалостно гробили собственное здоровье, умирали раньше срока или же в лучшем случае уродовали себя до безобразия. Впрочем, результаты опасных и живодёрских экспериментов над собственной внешностью почитались сородичами и соплеменниками как эталон красоты.
Когда бинт не спасает, а калечит
Один из наиболее варварских обычаев деформирования женского тела ради странно понимаемой «красоты» более тысячи лет практиковался в Китае. Девочкам из знатных или зажиточных семей в возрасте четырёх лет начинали туго бинтовать ступни, чтобы они не росли вместе с остальным организмом, оставались детскими по размеру и принимали форму натянутого, то есть выгнутого лука. Изуродованные ножки высокопарно назывались «лотосовыми», а несчастных девушек делали калеками на всю жизнь.
Китайские девушки, рентгеновский снимок «лотосовых ножек» и китайская женская обувь (фото Queensland Museum)
Их считали эталоном эротичности, тогда как женщин с обычными по размеру ступнями презирали. Была составлена классификация искалеченных дамских ножек: «стройная дуга», «бамбуковый побег», «китайский каштан», «лепесток лотоса», «молодая луна» и так далее.  Чтобы заодно продемонстрировать окружающим свой высокий статус, позволявший избавить супругу-инвалидку от домашних хлопот и вообще от необходимости ходить, состоятельные китайцы стремились непременно взять в жёны именно «лотосовую» девушку. Но какой там лотос! Ступни скорее напоминали копытца, длина миниатюрной стопы составляла всего 7–10 сантиметров. Ногти изуверски завёрнутых внутрь пальцев врастали в подошву, ступни кровоточили и гнили в местах полопавшейся от чрезмерной нагрузки кожи, хрупкие косточки ломались при любом неосторожном шаге по неровной поверхности. Бинтование продолжалось всю жизнь, несмотря на адские боли от этой процедуры.
Поразителен другой факт. Даже муж, не говоря уж о посторонних, никогда не видел «лотосовые» ножки супруги обнажёнными: даже в супружескую постель она ложилась, не снимая миниатюрных туфелек. Закономерен вопрос: а зачем тогда вообще все эти нечеловеческие муки? В Поднебесной этим вопросом не задавались – традиция такая… Или самим мужьям попросту страшно было взглянуть на ничем не прикрытые изуродованные ноги собственных жён? Поди, докопайся до истины… Победить губительный предрассудок долгие десятилетия не удавалось даже всесильной китайской Компартии. С этой традицией покончили только в 1999 году, когда в Китае была закрыта последняя мастерская, производившая туфельки-«лотосы», а остатки нераспроданной продукции раздали в этнографические музеи.
Два центнера женской красоты
Диковинные эксперименты с собственным телом любят ставить аборигены в Африке. Едва ли не повсеместно и женщины, и мужчины покрывают себя с ног до головы причудливыми шрамами или татуировками. Но имеются и местные особенности, уникальные традиции и способы издевательства над собой. Во имя красоты, конечно же.
Так, в племени масаи, живущем в Кении и Танзании, с незапамятных времён считается идеальной мочка уха, вытянутая аж до плеч. Тянут мочку девочкам с раннего детства, по достижении совершеннолетия заодно им выбивают два передних резца и постоянно бреют наголо. При походах в джунгли девицы, чтобы не цепляться висячими мочками за ветки и лианы, обматывают их вокруг ушей.
На севере Намибии живёт народ химба. У этих не такие живодёрские обычаи: химба всего-навсего постоянно красят тело охрой, что защищает от солнечного жара и придаёт коже пикантный розовый оттенок. Но и тут не без причуд – девушкам перед замужеством тоже зачем-то выбивают четыре нижних резца.
Девушка из народности Химба. Фото: Hans Stieglitz
Новорождённым девочкам в племени мангбету туго перебинтовывают голову и не снимают повязку несколько лет, добиваясь деформации, удлинения черепа в районе макушки. В дальнейшем особая причёска ещё сильнее зрительно удлиняет голову. Считается, что такая с нашей точки зрения некондиционная черепушка – лучший оберег от колдовских чар.
В Мавритании, на западе африканского континента, эталоном красоты всегда считались и считаются женщины крупные, жирные, весом под два центнера. Чтобы достичь идеала, девушек с малолетства откармливают как хрюшек на свинофермах. По подсчётам диетологов, их ежедневный рацион включает не менее 16 тысяч калорий. О том, что в результате эти увесистые дамы часто преждевременно умирают от осложнений диабета или гипертонии, в Мавритании особо не задумываются.
Жуткая улыбка а-ля Джокер
В племени падаунг мамы издеваются над дочерьми другим оригинальным способом. В пять лет девчушке на шею надеваются пять медных или латунных колец и каждый последующий год добавляют ещё по кольцу. Издевательство прекращается только с момента замужества, в итоге шея постепенно и ненормально вытягивается. Недаром европейцы, этнографы и путешественники, давненько окрестили женщин этого племени «жирафами». При снятии колец от одного неловкого поворота головы «жирафы» иной раз ломают себе шею, ведь мышцы, которые её держат, не получая должной нагрузки, либо критически ослаблены, либо вовсе атрофированы.
Фото: Mujer Mursi
 Женщины из племени мурси в Эфиопии ходят со здоровенными дисками, вставленными в нижнюю губу. Величина диска указывает на социальный статус его обладательницы: чем он больше, тем богаче и знатнее дама. Для того чтобы эдакое «украшение» не давило на зубы, все нижние резцы удаляют. Как уж женщины-мурси едят – загадка. Вид у этих «красоток» явно не для эстетов, ценителей женской красоты, зато от них во все времена шарахались всевозможные завоеватели, даже самые небрезгливые. Что неудивительно.
Намеренное уродование помогало избежать массового насилия и женщинам народности айны, коренного населения древней Японии. По углам губ они делали широкие и глубокие надрезы, которые забивали золой. Получалась жуткая улыбка а-ля Джокер от Хита Леджера из фильма «Тёмный рыцарь». Позариться на такую «красотку» не мог себя заставить ни один японец-завоеватель.
Полунагая мода и мыши в причёске
В средневековой Европе выпуклая женская грудь осуждалась церковью, считалась «приманкой Сатаны» и вообще физическим недостатком. Повсеместно, особенно в знатных семьях, девочкам с малолетства беспощадно и на протяжении долгих лет туго бинтовали-перетягивали эту восхитительную часть женского тела. В результате насильственной деформации девичья фигура приобретала мальчишескую «плоскость», родившая женщина была не способна выкормить малыша своей грудью, которая фактически отсутствовала.
Гигантские и карикатурные причёски модниц эпохи Возрождения иной раз достигали высоты в метр и больше. Сооружение из волос и подручных материалов занимало несколько часов, так что причёски носили месяцами – не разбирать же такую конструкцию ежедневно! Для крепости эти «причесоны» склеивали растопленным салом, привлекавшим паразитов типа вшей и даже мелких грызунов. Известен случай, когда на балу оркестранты грохнули в барабаны и литавры с такой силой, что из огромной причёски Марии-Антуанетты выскочили две насмерть перепуганные мышки, отправив французскую королеву в глубокий обморок.
Девушки во Франции XVIII века стали жертвами так называемой ампирной моды. Подражая античным красоткам, француженки носили исключительно лёгкие, полупрозрачные шифоновые платьица, смоченные водой для более плотного их контакта с фигурой. И в таком виде зимой частенько выскакивали на мороз. Тут же получали гарантированное воспаление лёгких, излечить которое медики тогда просто не могли. В 1802 году парижское издание Journal de mode настоятельно советовало модницам зайти на Монмартское кладбище и увидеть своими глазами, сколько девушек уже принесли себя в жертву «полунагой моде».
В XIX веке в Европе вошли в моду корсеты. С их помощью дамы приобретали величественную осанку, приподнимали увядшие груди и ужимали талию. Надевание этого «доспеха» со шнуровкой на несколько часов ещё можно было худо-бедно перенести, но постоянное ношение приводило к печальным результатам. Немилосердно сдавленные внутренние органы – желудок, сердце, лёгкие, печень и почки – со временем переставали исполнять свои функции надлежащим образом. Модницы часто маялись от целых букетов болезней и только ухудшали их течение, по-прежнему каждый день втискиваясь в корсеты-убийцы.
Фото: Falconaumanni
Ядовитые эксперименты
Эпидемия отравлений поразила европейских красоток в середине XIX века. Чтобы добиться бледности кожи, они усиленно втирали в себя цинковые и свинцовые белила, уксус с той же целью принимали внутрь. Для депиляции использовалась смесь извести с мышьяком, цианистым калием выводили веснушки.
С помощью того же мышьяка портные получали великолепного травянистого цвета краски, которыми окрашивали ткани для дамских нарядов. Однако надеть такое платье на бал и вспотеть в нём было смертельно опасным номером – мышьяк вместе с потом легко проникал в организм через расширенные кожные поры.
Суперпопулярный в Британии кринолин, крайне пожароопасный, воспламеняющийся от секундного неосторожного прикосновения пламени свечи, унёс немало жизней. Вспыхнувшее, как факел, платье потушить не удавалось до полного сгорания…
В ХVIII–XIX веках косметика находилась в зачаточном состоянии – не существовало ни тональных кремов, ни пудр, ни макияжа как такового. В ход шли откровенные яды.
Для придания глазам яркого блеска и томности европейские красотки закапывали вытяжку паслёна или белладонны. Результат – галлюцинации, спутанность сознания, судороги или стремительное ухудшение зрения вплоть до полной слепоты.
В 1930-х годах сначала во Франции, а затем по всей Европе и в США невероятной популярностью пользовалась косметика под брендом Tho-Radia. Рекламные тексты в газетах и журналах уверяли: «Косметика Tho-Radia снабжает клетки жизненной энергией, усиливает кровоток, делает кожу гладкой и шелковистой, способствует похудению, избавляет от дефектов кожи, защищает её от вредных воздействий внешней среды, предотвращает старение, избавляет от морщин». В кремы добавлялись смертельно опасные радиоактивные вещества – хлористый торий и бромистый радий. Лучевая болезнь той или иной интенсивности поразила сотни тысяч модниц. Очухались фармацевты и власти только в 1943 году, запретив производство радиоактивной косметики.
…А уж что вытворяют со своим организмом сегодняшние модницы – тихий ужас! Но об этом, пожалуй, в другой раз.
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300