Для сохранения доступа к порталу Активный возраст установите сертификаты НУЦ Минцифры России с сайта Сбера или Госуслуг
Как делать уроки с внуком без нервов: простые советы
8 минут
06 сентября 2024
Научить ребёнка делать уроки — занятие довольно нервное. Особенно когда этим приходится заниматься бабушке с дедушкой, которые успели уже забыть школьную программу. Помочь в этом деле могут системный подход и несколько несложных правил. Расскажем о том, как поддержать школьника с домашкой и не испортить отношения.
Дать возможность работать самостоятельно
Главный соблазн взрослого — подсказать или сделать что-то за ребёнка, чтобы побыстрее закончить с домашними заданиями. Но гораздо важнее разобраться, как научить ребёнка делать уроки самостоятельно. Некоторые дети, даже первоклассники, вполне могут осилить объём домашней работы сами, кому-то требуется помощь с организацией (усадить, напомнить, проверить), с кем-то надо проработать сложную тему.
Как определить степень участия взрослого в домашнем задании? Обратите внимание на поведение ребёнка. Если вы заметите следующие признаки во время выполнения ДЗ, вам точно придётся помогать более активно:
-        выполнение домашнего задания в большинстве случаев сопровождается слезами;
-        ребёнок злится, раздражается, кидает тетради и ручки, портит учебники;
-        уроки отнимают слишком много времени — до момента, когда уже пора спать;
-        домашняя работа максимально откладывается под всеми возможными предлогами;
-        ребёнок сам приходит к вам с просьбой помочь.
Иногда дети сами не могут объяснить, какие трудности им мешают. Не в силах сформулировать проблему, они впадают в отрицание. Из негативного настроения выйти довольно сложно, поэтому начните с того, чтобы определить проблему ребёнка и «сыграть на опережение».
Задавайте вопросы спокойным тоном, шаг за шагом продвигаясь по заданию. Может быть, ребёнок прослушал всю тему и придётся ещё раз перечитать с ним параграф, выступить в роли учителя и объяснить всё сначала. Или школьник просто невнимательно прочитал задание, и надо только дать небольшую подсказку.
Есть дети, которым сложно понять абстрактные задачи. В этом случае помогает показать на наглядном примере, например разобрать, что такое встречное движение, на игрушечных машинках. Или слепить из пластилина пирожки и раздать их игрушкам, чтобы понять, что такое деление. Для правил русского языка хорошо работают разные мнемонические техники — придумайте смешную ассоциацию или рифму, чтобы ребёнок лучше запомнил исключения (например, знаменитое «Уж замуж невтерпёж»).
Когда вы убедились, что ребёнок всё понял, дайте ему время сделать упражнение самому и похвалите за работу. Не висите над душой и покажите, что вы верите в его способность преодолеть трудности — и при этом вы рядом, если понадобится. В случае, когда у ребёнка не получается вникнуть ни с первого, ни со второго раза, не ругайте его, а объясните снова — другим способом. Дальше расскажем ещё несколько способов, как научить детей делать уроки.
Наблюдать за состоянием ребёнка
Дети легко расстраиваются, если что-то получается не сразу. Внимательно следите за ребёнком: если у него усталый вид или глаза на мокром месте, отвлеките внука шуткой или предложите минутный отдых.
Следите, чтобы внук не переутомился: если вы занимаетесь довольно долго и ребёнок явно устал, лучше всего прерваться и делать уроки дома на свежую голову. Предложите детям небольшой перекус или отвлекитесь на другие занятия. Расслабленный и отдохнувший ребёнок с большей охотой займётся уроками.
Выделить конкретное время под ДЗ
Школьники склонны затягивать процесс, и тогда корпение над домашкой может продлиться до ночи. Конечно, детям нужно время для обеда и отдыха после школы, но лучше не откладывать занятия допоздна.
Чтобы проще было приступить к выполнению ДЗ, договоритесь, что будете делать его вместе в определённое время — то, которое будет удобно и внукам, и вам. Гарантируйте, что в таком случае вы готовы помочь, и тогда дело пойдёт быстрее.
Разбить процесс на части
Как надо делать уроки, когда необходимо подготовиться сразу к нескольким предметам? Помогите ребёнку распределить объём равномерно. Выпишите все задания из дневника и по мере выполнения ставьте галочки. Так будет наглядно видно, что конец не за горами и с каждым шагом вы к нему всё ближе. Между разными частями можно делать паузы или чередовать их с другими занятиями. Умение разумно распоряжаться временем и энергией обязательно пригодится ребёнку и в последующей учёбе, и на работе.
Чередовать разные предметы
Этот метод помогает, когда школьнику тяжело даётся какой-то отдельный предмет. Например, если задали большую работу по математике, с которой у внука проблемы, — ребёнок будет заранее испытывать напряжение и бояться браться за дело. В этом случае разделите задание на части и перемежайте его с кусочками из других предметов. Решил один пример — написал небольшое упражнение по русскому. Потом снова вернулись к задачкам — затем прочитали абзац по окружающему миру. И так пока всё задание не будет потихоньку сделано — ребёнок сам не заметит, как легко и просто всё получилось.
Выработать ритм
Некоторым детям сложно сосредоточиться на занятии, которое требует концентрации. Не нависайте над душой, но следите за ситуацией. Если вы заметили, что «мученик науки» явно прокрастинирует, мягко направьте его обратно в рабочее русло. Легко сказать — сложно сделать, если подопечный рад бы сфокусироваться, но никак не получается, а у взрослых накапливается раздражение.
Есть пара способов помочь непоседливым детям. Во-первых, можно задействовать обычный «таймер» на телефоне или будильник. Заведите таймер на 10–15 минут и сядьте рядом с ребёнком. Когда он закончит писать, похвалите его и предложите перерыв на несколько минут (так же по таймеру). Для ребят постарше можно увеличить количество «рабочего» времени до получаса. Такой метод приучит детей к тому, чтобы регулировать концентрацию и расслабление.
Второй приём — маленькие перерывы-«минутки». Для этого необязательно выходить из-за рабочего стола, достаточно сделать пальчиковую зарядку или рассказать смешной стишок. Можно повернуться к окну и посмотреть вдаль, потом на объект вблизи несколько раз подряд, чтобы расслабить глаза. Ребёнок всё равно будет отвлекаться, научите его контролировать отвлечение, подчиняя сознание рабочему ритму. 
Ещё один метод — ввести ритуалы. Сложно заставить себя взяться за дело — пусть начнёт с привычных действий, которые настраивают на рабочий лад. Скажем, поточить карандаши, разложить ручки по цветам, вытащить учебники и сложить по порядку. В завершение работы — убрать канцелярские принадлежности на место и выпить немного сока.
Объяснить, зачем нужна домашняя работа здесь и сейчас
Часто абстрактные примеры или грамматические упражнения кажутся маленькому человеку бессмысленными. Он не понимает, как они связаны с его реальной жизнью и почему делать уроки — это важно.
Если даже вы затрудняетесь объяснить ему эту связь, расскажите внуку, почему именно в этот момент надо взяться за выполнение ДЗ. Например: если ты сделаешь всё сейчас, то сможешь пораньше лечь спать и будешь чувствовать себя хорошо с утра. Или: если ты подготовишься к урокам как следует, то будешь чувствовать себя уверенно в классе и не будешь волноваться, спросит тебя учительница или нет.
Морально поддерживать ребёнка
Ругань и раздражение, как правило, не только бесполезны, но и вредны. Когда ребёнок погружён в отрицательные эмоции, ему труднее соображать. В том, что школьник не может понять задание, нет его вины, и нет смысла злиться на него.
Важно научить детей верить в себя и свои силы, а для этого их надо всячески поддерживать. Попробуйте понять, чего именно боится ребёнок. Может быть, он не хочет показаться глупым в ваших глазах — и надо убедить его, что ваше отношение к внукам неизменно вне зависимости от успехов в учёбе. Или он злится из-за того, что не может заставить себя заниматься ненавистным предметом. Заверьте ребёнка, что вы всегда на его стороне и он не останется наедине с проблемой.
Дедушки и бабушки обычно спокойнее относятся к достижениям внуков, чем родители. Не сравнивайте свой подход с родительским, но дайте понять, что оценки не так важны для вас. Расскажите свои истории неудач и успехов: как получили двойку за итоговую контрольную и как нашли в себе силы переписать её. Лучше, чтобы история была не нравоучительной, а забавной, чтобы ребёнок мог примерить ситуацию на себя и почувствовать облегчение.
Мотивировать ребёнка любимыми занятиями
Если напряжение в результате совместных занятий домашкой уже появилось, попробуйте снять его, привлекая ребёнка к тому, что ему нравится. Предложите вместе приготовить его любимый пирог, почитайте вслух интересную книжку или сходите на прогулку в лес. Настроение у вас обоих поднимется, и будет легче взяться за уроки.
Не стоит шантажировать ребёнка, но можно договориться с ним, что лучше сначала сделать домашнюю работу, чтобы у него освободилось больше времени для более приятных занятий. Например, объяснить, что как раз к этому времени во двор выйдут его друзья поиграть в мяч. Или разрешить на час больше поиграть в компьютерную игру, раз уж все уроки сделаны.
Учитывать индивидуальные особенности человека
Дети разные, и каждому требуются свои условия для интеллектуальной деятельности. Кто-то, скажем, не может думать на голодный желудок, и ребёнка надо обязательно покормить. А кого-то плотный обед так расслабляет, что уже не до учёбы.
Есть более подвижные дети, которым после сидения в школе надо обязательно сходить на прогулку или в кружок, чтобы выплеснуть лишнюю активность. Тогда они смогут сконцентрироваться на спокойных задачах, требующих пристального внимания. Кого-то так утомляет весь день учиться в школе, что делать уроки сразу после этого — непосильная задача. Возможно, в таких обстоятельствах лучше освободить вечер для отдыха и встать пораньше, чтобы доделать что-то утром (если внуки остаются у вас на выходных, например).
Поощрять детей тоже можно по-разному. Тактильному ребёнку будет приятно, если вы обнимете его или сделаете массаж плеч. На других детей действуют ободряюще   слова, подчёркивающие их сильные стороны, например креативность: «ты такой сообразительный», «мне нравится ход твоей мысли», «ты придумал действительно необычное решение!» Проявления заботы и любви надолго запомнятся детям и станут той питательной средой, благодаря которой они смогут развиваться и идти вперёд.
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300