Путешествуем по России: Таруса глазами экскурсовода
7 минут
29 августа 2024
По количеству творческих людей этот город на Оке, столь крошечный, что все его улицы, по выражению Паустовского, «выходят или к реке…, или в поля…, или в леса…», даст фору иным столицам. Здесь проводила дачное детство Марина Цветаева, здесь, на 101-м километре, скрывались от арестов самые талантливые в нашей стране «тунеядцы» — от Иосифа Бродского до Надежды Мандельштам. В наши дни здесь находится дача автора «Вредных советов» Григория Остера и мастерская знаменитого итальянского мозаичиста Марко Бравуры. Расспросили местного экскурсовода Дмитрия Блинцова, что нужно сделать, чтобы почувствовать гений этого удивительного места.
Заглянуть в церковь Воскресения и подойти к источнику
С момента, когда Таруса получила статус города (а было это в 1776 году), она изменилась очень мало. Планировка улиц, которые тянутся или к реке, или к лесам, или в поля, была придумана ещё во времена Екатерины II. А львиная доля нынешней застройки сохранилаcь с XIX века.
Расположенная над Окой церковь Воскресения, с которой стоит начинать прогулку по городу, — самое старое здание в городе: ей почти 400 лет. С горы, на которой находится храм, открывается один из лучших видов на Оку. Обязательно сделайте здесь фото — а потом вниз, к источнику в Игумовом овраге. Набрать воды, окунуться в купальне, попросить о личном.
Положить цветочек у цветаевского камня
 
От источника возвращаемся к храму и дальше — по верхней тропе вдоль реки. Всего прогулочных троп над Окой две. Нижняя идёт почти вровень с водой, между зарослями голубого, как небо, цикория. Вторая петляет между берёз параллельно ей, но уже наверху оттуда открываются лучшие виды на город.
По ней и стоит идти, если ваша цель — цветаевский камень, место, где хотела быть погребена Марина Цветаева. Этот уголок над Окой, рядом с дачей Песочное, она считала самым красивым на земле. Увы, желанию поэтессы не суждено было сбыться: её жизнь трагически оборвалась в Елабуге. Зато камень стал точкой притяжения любителей поэзии со всей страны. В первые выходные октября, накануне дня рождения Цветаевой, сюда приносят охапки цветов. А по всему городу проходит большой праздник музыки и поэзии, посвящённый Марине Ивановне. Включая знаменитый цветаевский костёр: давняя местная традиция поддерживается потомками поэтессы, работниками музеев и почитателями её творчества.
Завязать ленточку на «дереве желаний» под Мусатовским косогором
 
Художник-символист Виктор Борисов-Мусатов приехал в Тарусу по приглашению отца Марины Цветаевой Ивана Владимировича и влюбился в город — «мир грёз, фантазий и берёзовых рощ, задремавших в глубоком сне осенних туманов». Так напишет он о Тарусе в письме к художнику Бенуа.
Но визит в Песочное закончился трагически. В 1905 году во время лодочной прогулки по Оке Борисов-Мусатов, с детства страдавший слабым здоровьем, сильно простудится и вскоре умрёт. А через несколько лет скульптор Александр Матвеев установит на его могиле надгробный памятник — фигуру спящего мальчика на постаменте из гранита.
«Уснувший мальчик», как называют памятник в Тарусе, — это символический образ художника. Он прожил всего 35 лет и в душе всю жизнь оставался ребёнком.
Но след Борисова-Мусатова в Тарусе на этом не прервался. Через 50 лет его дочь Марианна Борисова-Мусатова станет иллюстратором «Тарусских страниц» — знаменитого альманаха, который, невзирая на цензурные ограничения, собирал здесь Константин Паустовский.
Спускаясь с косогора, завяжите ленточку на «дереве желаний»: это давняя городская традиция. Просить лучше о чём-то творческом и высоком. Вы же в Тарусе.
Заблудиться в тумане Долины грёз
 
Если двигаться от Мусатовского косогора вдоль Оки в противоположную от центра сторону и чуть углубляясь в лес, можно прийти в Долину грёз. Это небольшой овраг неподалеку от ручья Песочный очень любят поклонники творчества Цветаевой — согласно преданию, именно она придумала этому месту такое название.
Ещё один способ добраться сюда — пройти по улице Паустовского до конца (мы помним, что в Тарусе все улицы сходятся в одних местах). В Долине грёз почти никогда не бывает случайных людей и дикая нетронутая природа. Здесь красиво и солнечным днём. Но идеальный вариант почувствовать поэтическую мощь этих мест — прийти сюда в сумерки и наблюдать, как постепенно, густой, хоть ложкой ешь, туман окружает тебя со всех сторон.
Попить чаю в саду Ракицкого
 
Учёному-агроному и коллекционеру живописи Николаю Ракицкому Таруса обязана внушительной частью работ в местной художественной галерее. Туда, кстати, тоже стоит заглянуть. Картины Айвазовского, Коровина, Поленова там заботливо оберегают хвостатые смотрители как во многих провинциальных музеях, в галерее много кошек. И уникальным садом, где разводились сотни видов экзотических растений, овощи, фрукты (даже дыни). В 20-е годы XX века дача Ракицкого была центром притяжения творческих людей: есть версия, что именно здесь Булгаков впервые прочитал свою «Белую гвардию».
В последние несколько лет сад-дендрарий переживает второе рождение, превращаясь в одно из самых модных мест города. Здесь проходят ботанические фестивали с чаепитиями (записываться лучше заранее), а зимой главная новогодняя ярмарка Тарусы, где среди прочих дивных вещей можно взглянуть на коллекцию старинных саней XIXXX веков.
Заглянуть к Паустовскому
 
Ещё один райский сад расположен вокруг дома-музея Паустовского. Все деревья в нём кипарисы, ясени, каштаны были посажены при жизни писателя. За саженцами в Тимирязевскую академию лично ездила его супруга Татьяна Алексеевна. Дача была куплена Татьяной Алексеевной тайком от мужа: стоила она очень дорого даже для семьи великого писателя. Когда Паустовский впервые приехал сюда, место ему категорически не понравилось. Тогда Татьяна Алексеевна принялась приводить его в порядок.
В первые две недели выкорчевала росшую на участке роскошную клубнику (после чего стала врагом народа для всех тарусян) и разбила сад. Деревья были нужны не только для красоты и уюта, но и чтобы прятаться от взглядов любопытных соседей. До появления сада поклонники Паустовского не давали ему никакой личной жизни и круглосуточно смотрели в окна через бинокли с реки Таруски. План удался. Со временем Паустовского оставили в покое и простые люди перестали помнить, как он выглядит.
Однажды писатель шёл по улице и к нему обратился прохожий. «Про Паустовского слыхали? спросил он. Говорят, помер!» «Что вы говорите!» вздохнул «померший» и, решив, что будет долго жить, ушёл восвояси.
Кстати, уже в наши дни точно так же никем не узнаваемый в лицо по городу гулял живший здесь академик Андрей Зализняк человек, благодаря которому мир начал изучать берестяные грамоты.
Пообщаться с творческими людьми
 
В Тарусе любой сидящий на соседней лавочке в парке человек может быть заслуженным деятелем искусства — и это не преувеличение. Но есть места, где шансы пообщаться с творческими людьми особенно велики. Можно, например, послушать музыкантов у памятника Белле Ахмадулиной — знаменитой местной дачницы: по субботам здесь устраивают стихийные концерты.
Загляните в мастерскую итальянского мозаичиста Марко Бравура в Доме литераторов. Это один из самых известных современных специалистов по мозаике, собирающий шедевры из смальты, ракушек, сусального золота, жемчуга и много чего ещё. Очень гостеприимный и радушный.
С Бравуро в Тарусе началась традиция современного мозаичного дела. Попробовать себя в нём можно, записавшись на занятие в Тарусской школе искусств. Здесь круглый год проходят занятия для местных одарённых детей, но приезжим маленьким и большим гостям здесь тоже всегда рады. Занятия мозаикой учат по-другому воспринимать мир вокруг, делают внимательнее. Невольно начинаешь искать детали и пытаться соединять их вместе как части одного целого. Что бы это ни было. Крыло бабочки, ракушка, сухой кленовый лист, камешек. Или интересная история.
Что привезти с собой из Тарусы
 
Местную керамику. Тарусский завод керамики недаром называется экспериментальным. В 80-е годы местные мастера одними из первых в СССР освоили болгарский метод декорирования ангобами красками на основе цветных глин, которые наносятся на изделие до обжига.
Тарусскую вышивку. Вышивка была историческим промыслом калужских крестьян. Именно они изобрели метод перевити, когда тканевая основа прореживается до состояния сетки и затем оборачивается нитью для получения декоративного орнамента. В советское время в Тарусе действовала артель вышивальщиц, потом была открыта фабрика, ставшая градообразующим предприятием. Фабрика, кстати, работает до сих пор: здесь делают расшитые льняные платья, рубашки, скатерти. Купить их можно при фабричном магазине.
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300