Для сохранения доступа к порталу Активный возраст установите сертификаты НУЦ Минцифры России с сайта Сбера или Госуслуг
Шедевры советского кино: «раскраска» или чёрно-белый оригинал
4 минуты
05 февраля 2021
Культовые советские картины, например «Весёлые ребята», «Волга-Волга» или «Берегись автомобиля», всё чаще показывают не в оригинальном, чёрно-белом, а в цветном варианте. Что лучше? Вопрос сложнее, чем когда-то казалось создателям новых вариантов любимых фильмов. Что картины приобрели с цветом, а что потеряли, рассказывает «Активный возраст».
Что раскрасили и раскрасят
Иногда можно услышать о «сотнях» таких картин и о том, что едва ли не вся советская киноклассика рано или поздно получит цвет. Это преувеличение. К настоящему моменту раскрашено полтора десятка советских фильмов — если считать только те, которые вышли на экран. Последние премьеры были в 2020 году — «Девчата» и в 2017 году — «Берегись автомобиля». Уже несколько лет анонсируют грядущий выход цветных «Я шагаю по Москве», «Золотого телёнка», «Весну», но, судя по всему, работа с ними не закончена.
Бум колоризации кино пришёлся на первую половину 2010-х годов. Инициаторами были федеральные каналы, а бюджеты проектов исчислялись в тысячах долларов за одну экранную минуту. 
Началось всё с решений, вызвавших много споров. В 2009 году появилась первая тройка «раскрасок»: «Золушка», «Семнадцать мгновений весны» и «В бой идут одни «старики». Меньше всего тогда ругали цветную «Золушку». Это детский фильм, он и должен быть красочным, снимали его в 40-х годах, когда цветной плёнки практически не было — и чёрно-белый он по необходимости. Из-за картины «В бой идут одни «старики» судилась дочь Леонида Быкова, исполнителя главной роли — она требовала запретить цветной фильм. А с киноэпопеей про Штирлица вышло и вовсе скандально. Её заодно и порезали: серии, шедшие час с небольшим, сократили под нынешний сериальный формат, убрав «второстепенные реплики», обрезали границы кадра. На форумах кинофанатов можно найти длинные списки исчезнувших реплик, появившихся ляпов и нестыковок. Вячеслав Тихонов назвал версию-2009 «преступлением», каналы-конкуренты откликнулись едкими пародиями. Вопрос киноведов, зачем было начинать с картины, специально снятой чёрно-белой уже в 70-х, остался без ответа.
Следующая партия раскрашенных фильмов — это комедии 30-х годов с Любовью Орловой — в цвете смотрелись уже органичнее и таких споров не вызвали.
Как и для кого раскрашивают фильмы
На технический вопрос, как, ответить проще всего, хотя технология постоянно менялась. Первые фильмы требовали больше ручного труда, а компьютер, совсем как мальчик в «Золушке», мог бы ответить: «Я не волшебник, я ещё только учусь». Да, нейронные сети и искусственный интеллект, которые задействованы в этой процедуре, обучаемы. Но понять, как должна проходить граница оттенков где-нибудь на заднем фоне или, например, между волосами и лицом героя, по-прежнему лучше может только человек.
Для кадра делают «маску» — накладывают цвета, затем компьютер подгоняет её под следующий кадр (их 24 в секунде) и так далее. Ошибки возможны: первые фильмы, вышедшие около 10 лет назад, критиковали то за персиковые лица, то за бешено-голубые глаза. 
По словам колоризаторов «Золушки», они уточняли, какого цвета были глаза у Янины Жеймо, сыгравшей главную роль. То же касается и настоящего цвета платьев на съёмках и оттенков фасадов домов в центре Москвы 30-х годов (например, когда делали цветным фильм «Подкидыш»).
«Для кого?» — вопрос, пожалуй, самый сложный. Чаще всего говорят про молодёжь, которую не заставишь смотреть чёрно-белое кино. Это спорное утверждение, тем более и цветные киношедевры 60–80-х не пользуются у юных кинозрителей особой популярностью. Но по крайней мере после раскрашивания, которое занимает обычно несколько лет, премьера «обновлённых» фильмов идёт в прайм-тайм и привлекает миллионы зрителей.
Что лучше — оригинал или «раскраска»
В этом вопросе мнения полярны: от «разрушения культуры» до «новой жизни» подзабытых картин, поэтому каждый зритель решает для себя, принимать новую версию или предпочесть старую.
Саму идею раскраски чёрно-белого кино часто критикуют профессионалы, потому что без цвета и фильмы снимались по-другому. Режиссёры выбирали для них более контрастные костюмы, декорации, чтобы на экране не получилось «пятидесяти оттенков серого». То же касается и грима. Правда ли, что актрисам красили губы зелёной помадой, потому что на чёрно-белой пленке это выглядело лучше, чем красная, сказать сегодня сложно, но специфика действительно была, и из-за этого «в цвете» трудно отделаться от ощущения, что у суровых гестаповцев из «Семнадцати мгновений...» подведены глаза (кстати, так и есть). Даже сама композиция кадра в чёрно-белом фильме строилась, как называют это киношники, «по силуэтному принципу», и профессионалам всё это бросается в глаза.
С другой стороны, вполне резонны слова одного из продюсеров раскрашенных картин: «Мы работаем не для критиков, а для зрителя». А ещё проекты поддерживали режиссёры, которые на тот момент были живы. Художественным руководителем колоризации «Весны на Заречной улице» был её создатель Марлен Хуциев, «Отца солдата» — Резо Чхеидзе. Цветного Штирлица одобрила Татьяна Лиознова, а в раскраске «Берегись автомобиля» успел принять участие Эльдар Рязанов. 
В конце концов, чёрно-белые оригиналы никуда не исчезли, и даже наоборот. Для раскраски фильм надо отсканировать в высоком качестве — по сути, первым делом отреставрировать. Для снятого до войны «Александра Невского», который в цвете ещё не вышел на экраны, «вытягивали» декорации — в хорошем качестве было видно, что они картонные, — и собирали симфонический оркестр для перезаписи музыки Прокофьева — в оригинале она записана «впопыхах» и в плохом качестве. Так что, может быть, цветные версии лет через 10 забудутся, а отреставрированные оригиналы — это уже навсегда.   
Подписывайтесь и читайте полезные статьи
Поделиться:
Оцените эту статью
Расскажите, что вам понравилось, а что нужно улучшить?
0 /300