И не только мальчишек… В этого колоритного красавца, кажется, были поголовно влюблены все советские девчонки! Да и взрослые смотрели на экранного «всесоюзного индейца», время от времени забывая дышать. В 70-х годах выход каждого фильма с Гойко Митичем в главной роли становился в СССР эпохальным событием. Сегодня сербскому актеру исполняется 80 лет, но он не оставил сцену, а секретом своей подкупающей бодрости и завидной физической формы считает не только спорт.
Справедливости ради отметим: в советском прокате 70-х за приз зрительских симпатий бились двое «индейцев» — Митич и француз Пьер Брис в роли вождя апачей Виннету. Однако последний проигрывал по всем статьям. Во-первых, слишком уж лубочно выглядел в своей расшитой женским бисером замшевой куртке с бахромой по рукавам, слащавой улыбкой и отсутствием молодцеватого мордобоя в кадре. Ну негоже, конечно, урожденному барону Ле Бри «быковать» на экране — не тот статус. Понимаем… Во-вторых, ни в одном из многочисленных фильмов его Виннету не появлялся во главе апачей, чьим вождем по идее был — вечно разъезжал в гордом одиночестве. Это вызывало у советских пацанов недоумение, смешанное с понятным недоверием к кинообразу. То ли дело Гойко! И бицепсы на загляденье, и из лука шпарит без промаха, а уж какие кульбиты в седле выделывает — умереть можно!
К слову, в одном-единственном фильме, «Виннету – сын Инчу-Чуна (III)» в 1964 году актеры снялись вместе. Митич исполнил эпизодическую роль (в титрах не указан), но даже в таком поверхностном сопоставлении с Брисом смотрелся куда как выигрышнее и правдоподобнее.
Первый кинокультурист мира
Гойко родился 13 июня 1940 года в сербском городке Лесковац. С началом войны отец ушел в партизаны и пропал без вести в боях с гитлеровцами. Жена с сыном перебрались в затерянную в горах деревушку, где воспитанием мальчугана занималась бабушка. Правильному поведению и здоровому образу жизни она учила внука наглядными примерами. Так, при поездке в ближайший городок указала Гойко на асфальт, дескать, смотри и запоминай: у всех курильщиков легкие вот такого черного цвета! Малец был настолько шокирован, что впоследствии ни разу не взял в рот сигарету. И на каждого курящего долго смотрел с ужасом, думая, что у того легкие — из асфальта…
«В фильме «Сыновья Большой Медведицы», согласно сценарию, мне пришлось курить трубку мира, — рассказывал актер. — Режиссер сунул здоровенную трубку и настаивал, чтобы я затягивался не понарошку — как можно глубже, чтобы все выглядело натурально. Ох, и намучился я кашлем, ужас! Сцену снимали раз двадцать, пока режиссер, видя мои муки, не махнул рукой — ладно, сойдет…»
С раннего детства Гойко обожал спорт в любой доступной разновидности. Уже в шесть лет научился ездить на лошади без седла, уздечки и стремян, просто вцепившись в гриву. Отлично стрелял из лука, любил греблю и плавание, ловко лазал по горам (в будущем стал профессиональным альпинистом). Все эти навыки позже дали ему возможность органично сыграть роли многочисленных индейцев.
После школы Гойко, заядлый спортсмен, поступил в Белградскую академию физкультуры, которую, что ни удивительно, окончил с отличием — и уже имел опыт работы в кино. В 1960 году снялся каскадером в картине «Ланселот и королева», затем еще в нескольких скромных ролях. На его уникальную внешнюю фактуру обратили внимание в киносреде, и в 1966 году Митич получил свою первую главную роль — вождя племени дакота Токей-Ито в «Сыновьях Большой Медведицы». То есть задолго до Шварценеггера и Сталлоне стал первым успешным кинокультуристом, демонстрируя гармоничное тело с накачанными мышцами. Было ведь что демонстрировать!
Триумфальный прокат картины в странах Восточной Европы и СССР подвиг восточногерманскую студию DEFA запустить в производство целую серию остернов с Гойко Митичем. Так на экраны с завидной регулярностью выходили «Чингачгук — Большой Змей», «След Сокола», «Белые волки», «Оцеола, вождь семинолов», «Текумзе», «Золото апачей», «Ульзана», «Братья по крови» и другие.
Загадка его успеха
Если сегодня даже заядлых киноманов попросить вспомнить сюжеты упомянутых «индейских» фильмов, большинство растеряются и запутаются. Фабулы их безыскусны: алчные подлые бледнолицые всячески притесняют (травят, стреляют, сгоняют силой с насиженных мест) доверчивых индейцев, но им достойно противостоит благородный вождь. Несмотря на подавляющее превосходство захватчиков в людях и вооружении, финал фильмов чаще всего остается открытым и дает искренне переживающему зрителю призрачную надежду на победу сил добра. Хотя советский зритель, включая сопливых мальчишек, хорошо знал, чем закончилась колонизация Дикого Запада, сколь жалкое существование давным-давно влачат в резервациях настоящие, а не киношные индейцы… Но такова уж сила искусства, даже столь непритязательного, как индейские боевики DEFA — и зрительская вера в конечную справедливость.
Но, разумеется, главная заслуга бешеной популярности этих фильмов — актер Гойко Митич. Вот тоже парадокс!.. Чем он сумел покорить миллионы поклонников? Мимика у его «вождей» — как у маски Агамемнона, эмоциональных реакций минимум, жестикуляция и телодвижения сдержанные, глаза стальные, ледяные... Такому бы в самый раз Терминатора играть! Но есть и другие составные образа этого актера: великолепная пропорциональная фигура, развитая мускулатура, точеный профиль, благородная осанка и гордый взгляд, замечательное владение телом.
Похожих, но проходных типажей в кино всегда хватало. А у Гойко Митича и поныне остается некая загадка, невербальная составная натуры, превращающая его на экране в бесстрашного неподкупного бойца и включающая целую гамму чувств — за которого в одно и то же мгновение переживаешь, которому сочувствуешь, кем восхищаешься. Яркое актерское дарование? Другая разгадка вряд ли существует…
«Хорошим артистом я никогда себя не считал, есть гораздо талантливее. Понимать это — тоже талант, правда? — говорил Гойко в одном из интервью. — Знаю, что мне многие завидуют, значит, что-то из себя все-таки представляю. Пустому месту не завидуют». Подкупающее признание…
После завершения «индейской» эпопеи Митич был и остается востребованным актером, в театре и кино с успехом исполнил массу разноплановых ролей — Труффальдино, Спартака, Робин Гуда, д’Артаньяна, советских офицеров и разведчика, снялся в ряде популярных немецких сериалов. Всего в активе актера роли в 64 фильмах. Последний, боевик «Балканский рубеж», повествующий о захвате российскими десантникам аэродрома в косовской Слатине под носом у натовских войск, вышел в прошлом году.
Живет актер в Берлине, играет в Мекленбургском театре. В свои 80 лет берет уроки пения, готовясь сыграть в модном мюзикле «Alexis Sorbas».
Прямая речь
— Груза прожитых лет я не чувствую, воспринимаю спокойно, ведь в каждом возрасте есть свои прелести! — убежден Гойко Митич. — Время невозможно повернуть назад, вернуть молодость, так что я комфортно живу в любом времени. Я всю жизнь в движении — это моя религия. Даже сейчас. Например, лучше поднимусь или спущусь по лестнице, а не сяду в лифт. Лучше дойду пешком до магазина, а не доеду на машине. Рядом с моим домом есть тихая речка, каждое утро у меня вплоть до холодов начинается с плавания, минимум полчаса.
Смерти я не боюсь, это данность. Она придет к каждому, ведь это естественный финал любой жизни. Но надо жить в гармонии с собой, без зависти или злобы к другим, делать что-то полезное для людей. Тогда получаешь добрые эмоции, понимаешь, что прожил день не зря, а значит, и не старишься! К счастью, у меня бесполезных дней почти не бывает, такая вот давняя привычка — жить с пользой.
…В начале 80-х годов популярнейший журнал «Советский экран» в нескольких номерах подряд публиковал комплекс упражнений «от Гойко Митича», до сих пор позволяющий актеру поддерживать завидную физическую форму.