Основатель фестиваля «Young Old: новые старшие» Екатерина Курашева — о московских сообществах, объединяющих людей старшего возраста.
За советом — в сообщество
Сообщества во многом определяют наш выбор: мы ищем в них рекомендации и советы, решаем проблемы, общаемся с интересными людьми. Это основной фильтр того, что хорошо, а что плохо. Как вторая семья.
Для многих из нас основное сообщество определяется местом работы и активной социальной жизнью. А что делать, когда человек выходит на пенсию? Нужно ли создавать специальные сообщества для старшего возраста?
Ответ: да! Для решения отдельных вопросов важно найти сообщество по душе и не пристраиваться туда, где более молодые участники «уступают место». В таких сообществах можно обсуждать откровенные темы и специфические вызовы, связанные с возрастными изменениями, объединяться, чтобы бороться с дискриминацией по возрастному признаку или вместе осваивать новое.
С возрастом социальные связи неизбежно слабеют. Это связано с тем, что круг общения существенно сужается, после выхода на пенсию может возникнуть чувство ненужности и изолированности, разобщенности с прежним окружением. Сообщество — это отличный инструмент для продолжения активной жизни в старшем возрасте и обретения близких по духу и ценностям людей.
Хорошая новость: рост сообществ — это один из главных трендов последнего десятилетия по всему миру. И Россия не исключение.
Комьюнити в большом городе
Большой город — это просто территория, сеть мало связанных друг с другом районов и округов. Конгломерат совершенно разных людей со своими интересами, нуждами и потребностями.
Чтобы объединиться, недостаточно принадлежать к одной территории или социальному слою. Естественное решение: люди начинают создавать сообщества.
Конечно, сообщества были всегда, но технологическая революция принесла новый тренд: по всему миру бурно развиваются объединения людей, которых сближают общие смыслы — как единая ДНК.
С появлением новых инструментов коммуникации можно быстро и легко найти любую информацию, установить связи — в общем, нет больше ограничений по территориальному признаку.
В 90-е появление разношерстных сообществ — после долгого периода советской унификации — было заметно в буквальном смысле: другая одежда, прически и макияж, даже свой язык и, конечно, своя культура.
В наши дни сообщества формируются вокруг лидеров мнений, вещающих из виртуального пространства. Они объединяют вокруг себя аудиторию, задают тон на определенные взгляды и стиль жизни, а последователи уже переносят их в свою реальную жизнь.
Давайте разберемся, вокруг чего люди готовы объединяться сегодня.
Сообщество своими руками
Создать комьюнити по силам практически каждому — для этого бывает достаточно завести свой блог в Instagram или на YouTube. Нужно придумать яркую концепцию или понятный другим пользователям формат и начать системно выкладывать контент. Как показывает практика, популярным блог делает непосредственность, искренность и желание делиться, а не выверенная картинка и спецэффекты, как в профессиональных медиа. В интернете легко можно найти инструкции на любой вкус: как записать и выложить в Сеть видео или раскрутить свой инстаграм-блог.
Вот несколько примеров — возможно, они вдохновят вас на создание собственного комьюнити.
Эйджизм в профессиональной сфере — это главный враг трудоустройства людей после 50 лет. Именно поэтому надо искать новые инструменты продвижения себя как эксперта на рынке. Или разбираться вместе, как монетизировать хобби, запустить свое дело, вдохновиться примерами тех, кто находится в аналогичной ситуации.
Пример
Предприниматель Лена Росяева называет себя «антибабушкой»: в 60 лет переплыла Босфор, а теперь делает собственную онлайн-конференцию «Время жить интересно», ведет вебинары про лидерство и предпринимательство в старшем возрасте.
Объединение вокруг площадок, которые специализированно говорят о вызовах возраста, стараются поддержать и помочь справиться с проблемами за счет привлечения внешних ресурсов и высокой публичности. Масштаб проектов позволяет объединять большое количество участников, делать информацию и определенный стиль жизни доступными и массовыми, а значит, формировать более комфортную и поддерживающую среду.
Пример 1
Фестиваль Young Old — большой городской фестиваль образования, творчества, современной культуры и технологий для горожан старшего возраста и их близких.
Пример 2
Программа «Московское долголетие» — это бесплатные спортивные группы, языковые классы и творческие лаборатории, которые работают в каждом районе города. Найти кружок по душе можно прямо рядом с домом.
Пример 3
«Серебряный университет» — это часть проекта «Московское долголетие». Его основная задача — создать условия для творческого и профессионального развития людей старшего возраста, повысить качество их жизни. Университет дает возможность учиться на пенсии тому, что не получилось освоить раньше из-за нехватки времени.
Волонтерство — это стиль жизни, позволяющий найти новых друзей. А если это друзья одной возрастной группы, то вместе веселее, и возраст становится отличительной чертой и поводом для гордости. Отличное доказательство того, что качество совместной работы не хуже, а то и лучше, чем у молодых.
Пример
Волонтерский центр «Серебряный возраст» помогает активным и неравнодушным людям возраста 50+ реализовать себя в добровольной общественной деятельности. Серебряные волонтеры участвуют в таких проектах, как «Архивный батальон», «Бессмертный полк», «Линия памяти» и многих других.
А что если хочешь освоить новый язык, разобраться, как сделать сайт или завести блог, научиться танцевать танго или мастерски готовить еду?
Пример 1
Татьяна Голикова ведет свой Instagram «в 50 без стеснения», где дает курсы по продвижению в социальных сетях, обсуждает деликатные темы и с юмором рассказывает истории из своей жизни.
Пример 2
Павел и Ольга Сюткины — топовые блогеры «Живого журнала», авторы нескольких книг, телеведущие. Уже много лет они ведут свой блог, за которым наблюдает армия фолловеров.
Пример 3
Сообщество «Москва 50 плюс» — это группа для тех, кто после 50 лет хочет жить с удовольствием, ярко и радостно — общаясь с умными интересными друзьями, учась новому, путешествуя, постоянно открывая для себя новые возможности и новые перспективы.
Вопрос принятия физических изменений, связанных с возрастом, всегда был одним из самых острых. Табуирование женской красоты и сексуальности в старшем возрасте, культ и пропаганда молодости, ограничения выбора в личной жизни — все это создает необходимость объединяться и создавать спрос на другую точку зрения.
Пример 1
Дерзкий инстаграм-блогер Ольга Киприяновна выкладывает яркие фото и короткие видео, где всячески провоцирует публику и смеется над возрастными стереотипами.
Пример 2
Журналист Лара Боруздина создала камерную группу «Седые лисидзы» на Facebook о восприятии возраста «вокруг 50».
Пример 3
Oldushka — активное сообщество, члены которого противостоят навязанным стандартам и обсуждают красоту вне времени. Комьюнити сформировалось вокруг первого агентства возрастных моделей в России.